Эпоха парусников, охватывающая период с XV по XIX век, стала временем великих географических открытий, расширения торговых путей и морских сражений за господство на морях. Жизнь на парусных кораблях, будь то военный фрегат или торговое судно, была полна трудностей и опасностей. Моряки сталкивались с непредсказуемостью стихии, скудным рационом, болезнями и теснотой. Но одной из самых мрачных сторон жизни на парусниках была жестокость наказаний, которые применялись для поддержания дисциплины и порядка.
Телесные наказания были неотъемлемой частью корабельной рутины. Малейшее неповиновение или проступок могли повлечь за собой суровое наказание, которое нередко оставляло моряков изувеченными на всю жизнь. Одним из самых страшных орудий наказания была плеть, под названием "девятихвостая кошка". Эта плеть, оставлявшая на спинах моряков глубокие кровавые рубцы, напоминала о том, что на корабле царил суровый закон.
"Девятихвостая кошка" представляла собой короткую рукоять, к которой крепились девять хвостов, сплетенных из пеньковых или льняных шнуров. Длина хвостов варьировалась, но обычно составляла около полуметра. В некоторых случаях в хвосты вплетали узлы или острые предметы (например, кусочки свинца или кости), чтобы усилить болевой эффект.
Порка такой "штуковиной" была чрезвычайно болезненной процедурой. Каждый удар плетью оставлял на спине глубокую рану, а девять хвостов умножали боль в несколько раз. После двадцати-тридцати ударов этим орудием пытки наказуемый не приходил в сознание не менее часа и неделями должен был спать только на животе, пока не заживала исполосованная вздувшимися гноящимися рубцами спина. Помимо физических страданий, порка наносила и глубокие психологические травмы, унижая и ломая человека.
Другие виды морских наказаний
В арсенале капитанов и боцманов имелся целый набор жестоких методов воздействия на провинившихся моряков.
Наложение цепей и заключение в карцер: провинившихся моряков могли заковывать в кандалы и помещать в карцер - темное и сырое помещение, где они проводили дни и недели в ужасных условиях.
Буксировка за кораблем: Еще одним видом наказания была буксировка за кораблем в открытой, захлестываемой волнами шлюпке... Моряка привязывали к шлюпке и тащили за кораблем на вереве - тоже малоприятное наказание, которое могло привести к утоплению или серьезным травмам.
Высадка на необитаемый остров: в крайних случаях моряков могли "высадить на необитаемый остров...", оставляя их на произвол судьбы. Это было равносильно смертному приговору, так как шансы выжить в таких условиях были ничтожны.
Прогулка по доске: "Прогулка по доске" была жестоким и унизительным наказанием, при котором моряка заставляли идти по доске, высунутой за борт корабля, с завязанными глазами и связанными руками. В конце доски его ждала неминуемая гибель в море.
Килевание: килевание - протаскивание моряка под килем корабля на веревке. Это было чрезвычайно опасное наказание, которое могло привести к серьезным травмам или смерти.
Жестокость как необходимость?
Суровость морских наказаний, была обусловлена многими причинами и была порождением своего времени - следствием сложных социальных и исторических условий, в которых существовал парусный флот. В первую очередь, жизнь на корабле, особенно в условиях длительных плаваний, предъявляла высочайшие требования к дисциплине и слаженной работе всей команды. Малейшая ошибка или проявление неповиновения могли привести к трагедии - гибели судна и всего экипажа. В этих условиях капитаны видели в жестоких наказаниях необходимое зло, единственный способ поддержания порядка и обеспечения безопасности плавания.
Немаловажную роль играл и низкий социальный статус моряков. В эпоху парусников моряками становились, как правило, выходцы из низших слоев общества - бедняки, бездомные, а порой и преступники, для которых служба на корабле была единственным шансом выжить. На них смотрели как на людей второго сорта, и насилие в их отношении воспринималось как нечто само собой разумеющееся.
Жестокость морских наказаний была порождением своего времени - следствием сложных социальных и исторических условий, в которых существовал парусный флот.
Несмотря на это, телесные наказания, наносили морякам серьезные физические травмы. Раны, полученные в результате порки, могли гноиться и долго не заживать, оставляя на теле моряков уродливые шрамы. Килевание могло привести к переломам костей, утоплению или другим серьезным повреждениям.
Возникновение бунтов и мятежей: Несправедливые и чрезмерно жестокие наказания нередко приводили к бунтам и мятежам на кораблях. Моряки, доведенные до отчаяния, восставали против своих мучителей, захватывали корабли и расправлялись с офицерами. Одним из самых известных примеров такого бунта является восстание на корабле "Баунти" в 1789 году. Мятежники, уставшие от жестокого обращения капитана Блая, захватили корабль и высадили капитана с частью команды в шлюпку.
Если статья понравилась, подписывайтесь на канал! Вас ждет еще много интересных историй!
Ставьте лайки — это помогает развитию канала!