Нина КАРПОВА
Маме плохо, маме нужна скорая,
— кричал в трубку детский голос на другом конце провода.
Ребёнок умолял о помощи, просил приехать быстрей. Опытный диспетчер Выборгской межрайонной больницы Елена Наумова сразу поняла, что он не шутит, не балуется. Начала осторожно расспрашивать:
Назови адрес, где ты живёшь?
Мальчик не знал, не мог назвать ни улицу, ни дом.
Дом серый, этаж третий,
— только и мог сказать малыш.
Передай трубку маме, что с ней случилось?
— уточняла медработник.
— Она не может говорить.
А где она? Ты подойди к ней.
— Она со мной не разговаривает.
Елена Наумова поняла, что с мамой что-то случилось, помочь мальчику она не может, других родственников в квартире тоже нет. Ребёнок был в отчаянии и всё время повторял:
Спасите маму!
Диспетчер продолжала по телефону своё расследование:
Город Выборг? В садик ходишь? Как он называется?
Малыш охотно докладывал: садик под окнами дома, называется "Солнышко". Рядом был и магазин "Бабушки-дедушки". Диспетчера поразила догадка — она вспомнила район, где это могло находиться. Елена Наумова много лет сама проработала фельдшером скорой, исколесила весь город и знала его прекрасно.
К серому дому возле садика "Солнышко" и магазина "Бабушки-дедушки" была направлена экстренная бригада. Хотя полной уверенности, что найдут именно тот дом, да ещё и нужную квартиру, не было.
Но удача оказалась на стороне медиков. К подъезду подходила пожилая женщина. Она оказалась бабушкой звонившего мальчика. Быстро проводила врачей до квартиры и открыла дверь своим ключом.
Мама мальчика, действительно, не могла говорить и находилась почти в бессознательном состоянии. Ребёнок правильно сделал, что набрал скорую. Женщину срочно госпитализировали. Её спасли.
Город как на ладони
Диспетчеру Елене Наумовой 63 года. В скорой Выборга работает 40 лет. Когда ездила на вызовы, знала в центре все адреса.
У нас ведь раньше не было навигатора. Я до сих пор помню, где нумерация начинается на улицах, и какие примерно квартиры. Поэтому, когда ребёнок начал объяснять расположение дома, я поняла адрес и сразу отправила скорую помощь,
— признается Елена Васильевна.
Опытный медик уверена, что родителям следует выучить с детьми основную жизненно необходимую информацию: номер экстренных служб, адрес, где живёт семья, имена мамы и папы.
Ребёнок не проболтается?
В соцсетях история вызвала резонанс. Читатели спорили, а надо ли детям выдавать такие подробные сведения. Не станут ли они находкой для мошенников? Большинство пользователей считают, что надо.
Меня больше всего поразило, что ребёнок без подсказки взрослого сам позвонил, причём, по правильному номеру. Наверно, родители научили, а ребёнок молодец, запомнил и смог в критической ситуации применить.
— Когда сын был маленький, тоже учила с ним адрес. На одном дыхании говорил. Через несколько дней спрашиваю, он выдает: улица Советская, девятый этаж! Номер дома, квартиры забыл.
Когда моя дочка только начинала говорить, одно из первых действий, которое мы стали отрабатывать, было такое. Я стал учить, как её полностью зовут и какой у неё адрес. У нас это превратилось в некую игру. Я с заговорщическим видом спрашивал: "Девочка, как тебя зовут" и дальше: "Какой у тебя адрес?" И она довольно быстро, пусть по-детски коверкая слова, но вполне понятно, научилась выдавать правильную информацию. К счастью, нам это ни разу не понадобилось, но почему-то мне, тогда молодому папе, это показалось важным.
Диспетчеры бывают разные...
Случай, когда диспетчер скорой серьезно отреагировал на слова ребёнка, —редкий и необычный, уверены читатели соцсетей.
Чаще, увы, бывает по-другому:
Когда я в 10 лет пыталась вызвать маме скорую, мне сказали: "Девочка, пусть позвонят взрослые!" Хорошо, соседка дома оказалась и позвонила.
— Когда мне было лет 15, мама упала в обморок. Я позвонила в "скорую". Диспетчер ответила: "Она пришла в себя? Ну кофейку ей дайте!" И не приняла вызов.
В 10 лет я пыталась вызвать скорую отцу, у которого случился, как выяснилось, обширный инфаркт. И та же фраза: "Пусть перезвонят взрослые" и сбросили вызов. А дома никого, кроме меня и отца. Хорошо, что папа нашёл в себе силы сказать несколько слов в трубку при следующей попытке вызова. А так бы не знаю, что было.