Сейчас учусь совершенно потрясающей штуке, писать по сюжетной карте. Очень интересно наблюдать за другими начинающими авторами и сравнивать их отзывы о работе с собственными впечатлениями.
Не вдаваясь в содержание заданий, опишу, что и как у меня получается.
Я вышла на курс три месяца назад, в середине июня. Вышла с готовым текстом примерно страниц сорок. Мне очень хотелось написать фэнтези-историю в "деревенской" локации, о выпускниках магического университета, которые едут поднимать сельское хозяйство (на нём завязан уровень магии) и встречаются с древним злом. Хотелось рассказать о том, что даже магия проблематична без тяжёлого труда, а ещё что выбор между человечеством и прекрасным древним (но злобным) существом не всегда так однозначен, как кажется.
При этом опыт написания больших историй у меня был нулевым, только полдесятка любительских рассказов.
В общем, я накупила писательских курсов, зарылась в них как малыш в шоколадки на кондитерской фабрике и принялась писать "по настоящему". И почти сразу столкнулась с хрестоматийным "они ведут себя как хотят!", "откуда взялся этот герой?" и "да что же там дальше, как их теперь отсюда выпутать?".
Параллельно на основном курсе я начала выполнять вводные задания о мире. Точнее, я не стала их выполнять. Рисовать карту? Зачем, у меня вся локация в одной деревне (спойлер: оказалось, нет). Описание растительного и животного мира? Да ну, обычный, как у нас. Расы? Какие расы? (а у меня эльфовидное существо на пятой странице и домовой на восемнадцатой, откуда взялись? Да кто их знает, были...). Описание мотивации антагониста? Чего его описывать, злобное магическое существо, прилетает, поглощает всю магию и улетает. Описание артефакта? Фигня, достаточно два абзаца о том, как он выглядит и что делает. Как функционирует? Ну как-то функционирует, это же магия. Магическое транспортное средство придумать? Что за детсад?
Короче, все подобные задания пропустила. Я же самая умная, ага. Не то что эти дети.
Время шло, текст не продвигался. На курсе стали работать над сюжетной картой. Это готовый набор событий в истории, из которых ты выбираешь нужные и располагаешь в подходящем тебе порядке. Немного похоже на настольную игру. Вытягиваешь карточку, выпадает покупка недвижимости, или наследство, или дефолт. Только ты карточку можешь не брать, местами по хронологии поменять и сам придумать, что в наследство, какую купить недвижимость (как известно, корабль тоже юридически объект недвижимости) и сиганет твой герой после дефолта в окно или нет.
Если кто играл в настолку "Игросказ", тот сейчас понимает, о чём это я. С одной стороны, ты вроде связан выпавшей картой. С другой стороны, при рассказе по ней есть где разгуляться фантазии, вдобавок, карту можно поменять, или отложить и взять позднее.
Ну так вот, я посмотрела на эту карту и носик наморщила. Фуу! Шаблон! Я и сама с усами! Без этих ваших наштампованных по образцу!
И не я одна, как выяснилось. На вебинарах ребята наперебой жаловались, что шаги сюжетной карты не лезут в их идею, что написал карту - потом неохота писать произведение, ведь "я и так уже всё придумал".
Время шло, лето закончилось, походы с фестивалями поставлены на паузу, и за полтора примерно месяца до окончания квеста я решила-таки попытаться сделать не так, как я считала правильным, а так, как предлагали кураторы.
С удивлением обнаружила, что большинство тех участников, кто писал просто сам по себе, как я, давно уже бросили. В строю остались теперь, кто пытался хоть как-то использовать предлагаемый материал. Да, они сто раз переделывали карту, они переписывали большие куски карты под фактически написанное, выполняя, казалось бы, лишнюю работу, они ругались на шаги, которые никак не вписывались в историю, и выкидывали их. Но. Они писали. В отличие от меня. Я же за два с половиной летних месяца с начала курса продвинулась, тадам, на пять страниц.
В этот момент я вспомнила одно давнее обучение по работе. Приехал к нам крутой преподаватель из Москвы, из Высшей школы экономики. Читал нам курс, как писать административные регламенты. Я ему чем-то приглянулась, он стал меня натаскивать. Скоро я стала самой крутой в группе, настолько, что преподаватель велел мне выступать с обучающими материалами и консультировать группу после своего отъезда. На этом фоне быстро оборзела и стала спорить по всяким-разным вопросам. Однажды этот человек мне на очередную придирку сказал: "Я тут не затем, чтобы доказать тебе, что я прав, а ты нет. Я тут затем, чтобы вас научить тому, что я знаю. А вы уж потом сами это либо берете, либо нет. В этом смысл наставничества".
Короче, я признала, что мой метод не подходит. Если уж я заплатила тучу денег за курс, надо хотя бы попробовать сделать " по-ихнему".
Я скачала шаблон карты и для начала решила расписать по его пунктам тот кусок текста, который у меня был готов ДО начала курсов. "Ладно, - думала я, сопя. - Будем ваять по шаблону, как Тюбик в Солнечном городе портреты девчат рисовал".
Каково же было моё изумление, когда через час, разложив готовый текст по пунктам карты, я обнаружила, что он полностью хронологически совпадает с предлагаемой структурой сюжета! Моя хваленая креативность и "сама с усами" оказались полностью "шаблонными"!
Это открытие меня потрясло. За неделю я почти полностью расписала сюжет по карте и начала наконец, после полугодового перерыва, разворачивать действие на бумаге. Да, я, как и другие авторы, плевалась, и ругалась и переставляла пункты и выкидывала, и адаптировала идеи карты и сюжетные повороты под свою историю. Но я писала! Наконец, я снова писала, а не медитировала перед пустым экраном монитора!
Я привыкла к писательским часам, которые объявлялись в группе два раза в день (и потом все рассказывали, кто сколько успел). Начала выполнять задания о построении мира, которые пропустила в начале курса из-за своего ослиного самомнения, а оказалось, что они очень помогают продумать логические связи в сюжете и отношения героев. Привыкла к коллективным разборам текста, сюжетным аркам, архетипам и прочим штукам, которые, о ужас, структурируют сюжет! И впервые за всё это время я сама, наконец, поверила, что моя история случится. Потому что я знаю про неё и героев гораздо больше, чем в начале пути. И помогли мне в этом ненавистные творческим людям шаблоны.
В конце концов, все истории мира можно свести, как известно, к семи бродячим сюжетам, а что это, как не шаблон, не правда ли, друзья?