Найти тему

Молодёжь Сергиево-Посадского округа охотно выбирает специальности, связанные с наукой

По последним сведениям ТАСС, порядка четверти подмосковных студентов обучаются научным специальностям. Это более 180 тысяч студентов, которые проходят по программам среднего специального и высшего образования в учреждениях Московской области. К слову, чаще всего абитуриенты выбирают сферу IT — 54% от общего количества обучающихся в высших школах на научных специальностях, 32% приходится на сферу биотехнологий, 12% – на машиностроение и всего 6% на радиоэлектронику.

Случается так, что желание поступать на научную специальность приходит не сразу. Даже после получения первого профильного образования молодые люди понимают: душа тянется к науке, и ещё не поздно выбрать новый образовательный путь. Мы пообщались с аспирантом МИТУ МАСИ, соискателем при лаборатории Института психологии РАН Андреем Андреевым из Сергиева Посада, чтобы узнать, что привело его к науке.

«Я Выбрал путь науки после того, как понял, что моё профильное высшее юридическое образование мне не подходит. Решил заняться психологией, причём серьёзно, выбрал её как сферу научного знания для работы и для исследований. Такое образование актуально, потому что область научных знаний достаточно популярна сейчас, ему посвящено большое внимание современной аудитории, практически все читают, слушают психологов, изучают научные и околонаучные книги, так называемую научно-популярную литературу», — рассказывает Андрей.

На вопрос о том, устраивает ли качество образования, отмечает, что с одной стороны, чувствуется формализм, от которого страдает отечественное образование, но, если брать именно лекции, качество занятий, семинаров, отношения преподавателей, здесь вопросов нет. «Чувствую, действительно, жёсткие критерии оценивания, дают много знаний, спрашивают строго. Фильтр качества образования хорош, по моему мнению», — говорит аспирант.

Андрей участвует в онлайн-конференциях, у него было несколько публичных выступлений, в том числе, в Российской Академии Наук. «Скорее, это вклад в личностное развитие. Это точно конструктивное влияние, потому что, если брать публичные выступления, то ты получаешь обратную связь по своей работе, это влияет на качество только в плюс. Для личного роста научная работа – это польза. Расширяется кругозор, человек становится внимательнее, эрудированнее, в каком-то смысле будет даже более уверенным, потому что научная работа – один из способов самореализации личности. Человек становится содержательным. Лучше учится работать с информацией, владеть ею», — отмечает Андрей.

Рекомендует поступать на научные специальности, если есть высокая мотивация, и человек понимает, что он готов больше вкладывать, чем получать. «Потому что научная работа – это некоторое отрешение, когда огромное количество личного времени и ресурсов приходится посвящать изучению, анализу информации, её систематизации, обратной связи много, на её переработку тоже нужно время. Этой деятельностью нужно гореть. Тогда будут и результаты, и отдача, и гранты», — резюмирует наш собеседник.

В современном мире специалисты в области психологии остаются востребованными не только в науке, но и в обществе. Они ведут частные приёмы, становятся психологами МЧС, приходят в учебные заведения, что не мешает совмещать свою деятельность с написанием научных статей и выступлением на семинарах и конференциях.

Что же касается других отраслей науки? Например, исторической. Студент института истории и политики МПГУ Артём Коновалов выбирал научную специальность, руководствуясь исключительно симпатией, а не расчётом. Историю любил с детства, видел её шагом к обретению большего понимания картины мира.

Считает, что выбор высшего образования, в том числе и сферы науки важен из-за того, что 4-5 лет, потраченных на обучение, которые должны либо определить профессиональную сферу деятельности на долгое время, либо дать иные полезные навыки.
«Выбор нельзя недооценивать. Историческое образование в настоящее время актуально, но, если затрагивать практический аспект, то это заметно больше в его педагогической ипостаси, в контексте воспитания подрастающего поколения и феноменов исторической памяти», — рассказывает Артём.

Артём также считает, что публичные выступления помогают лучше держаться на публике: «Я не самый активный участник научных конференций, но выступал на «Ключевских чтениях» несколько раз. В последний раз в 2023 году. Такой опыт помогает переступить через себя и выходить на публику без особых волнений, раньше с эти у меня были проблемы до некоторого времени. Да и вообще, научная жизнь и в первую очередь, обучение на научных специальностях – погружение в академическую среду научная коммуникация, налаживание межуниверситетских и личностных связей, апробации собственных научных изысканий».

Респонденты отметили, что рассматривали для своего обучения МГУ И СПбГУ, потому что они считаются одними из сильнейших университетов страны. Требования в подобного уровня ВУЗах к студентам соответствующие. Достаточно трудно сказать, чем вызван рост заинтересованности молодёжи научными специальностями. Одни утверждают, что это зов души, другие говорят, что это один из способов роста личности, для других важны первые шаги в научном мире страны. Важно, чтобы выбор абитуриентов был осознанным и учебный путь стал полезным и ценным опытом в жизни молодого поколения.