Найти в Дзене

Страна души. Джиппинг на УАЗах. Черниговские водопады.

На третий день нашего пребывания в Абхазии нам предстояла поездка по Военно-Сухумской дороге. Разумеется, на УАЗах, потому что автобусу там ловить нечего. В качестве альтернативы нам предложили свободный день в Сухуме, но что там можно делать целый день, сказать забыли. Я увидела всё, что там имело смысл осмотреть, примерно за 2 часа в общей сложности, поэтому даже не колебалась – УАЗы. Я немного переживала, как джиппинг перенесет мама, ведь это достаточно экстремальный вид экскурсии, но испытание короткой поездкой на Гегский водопад было пройдено успешно. Сама я была на джиппинге не менее 10 раз, поэтому была готова ко всему, что меня могло там ожидать. Ну… почти ко всему. Как я уже сказала, маршрут сегодняшней экскурсии пролегает по Военно-Сухумской дороге, которая не так хорошо известна, как Военно-Грузинская, несмотря на то, что этот проход через Большой Кавказ был известен с незапамятных времен. Не исключено даже, что эта дорога была ответвлением Великого Шелкового Пути, ведущим

Часть 20

На третий день нашего пребывания в Абхазии нам предстояла поездка по Военно-Сухумской дороге. Разумеется, на УАЗах, потому что автобусу там ловить нечего.

На джипах по Военно-Сухумской дороге
На джипах по Военно-Сухумской дороге

В качестве альтернативы нам предложили свободный день в Сухуме, но что там можно делать целый день, сказать забыли. Я увидела всё, что там имело смысл осмотреть, примерно за 2 часа в общей сложности, поэтому даже не колебалась – УАЗы.

Я немного переживала, как джиппинг перенесет мама, ведь это достаточно экстремальный вид экскурсии, но испытание короткой поездкой на Гегский водопад было пройдено успешно. Сама я была на джиппинге не менее 10 раз, поэтому была готова ко всему, что меня могло там ожидать. Ну… почти ко всему.

На джипах по Военно-Сухумской дороге
На джипах по Военно-Сухумской дороге

Как я уже сказала, маршрут сегодняшней экскурсии пролегает по Военно-Сухумской дороге, которая не так хорошо известна, как Военно-Грузинская, несмотря на то, что этот проход через Большой Кавказ был известен с незапамятных времен. Не исключено даже, что эта дорога была ответвлением Великого Шелкового Пути, ведущим из Хазарии к черноморскому побережью. Она была изображена на венецианской карте-схеме XIV века и известна как «турецкая тропа» во время Кавказской войны.

Строительство дороги для колесного транспорта из Черкесска в Сухум тут было начато в 1894 году и закончено в 1904 году. Имелся даже проект железной дороги, который накрылся медным тазом из-за Первой Мировой войны и революции. Хотя строительство было уже начато, и то, что осталось от железнодорожного моста тех времен, я уже показывала.

Да и с автомобилями тут вышло слабо – если во время Великой Отечественной войны дорогу еще пытались как-то использовать, то с 1946 года транспорт тут не ходил вообще, хотя советская показуха развернулась во всей своей красе и на картах дорога изображалась непрерывной и асфальтированной.

Это асфальт
Это асфальт

Позже Военно-Сухумская дорога превратилась в популярный туристский маршрут, чему способствовало большое количество древних архитектурных памятников

Нет, я не это имела ввиду
Нет, я не это имела ввиду

и природных красот.

Военно-Сухумская дорога
Военно-Сухумская дорога

С тех пор почти ничего не изменилось – дорога практически не имеет твердого покрытия, а редкие ностальгические клочки асфальта скорее портят рессоры, чем радуют водителей.

Военно-Сухумская дорога
Военно-Сухумская дорога

Поэтому в сторону Кодорского ущелья сейчас ездят только УАЗики и прочие джипы, на которые у гордых абхазов хватило денег, ну еще и грузовики попадаются. С ульями. Один такой мы видели – он стоял на обочине дороги и ждал темноты. Дело в том, что он сломался при перевозке ульев на новое место и его не успели починить до того, как пчелы вылетели на поиски нектара. А поскольку пчела не в состоянии найти свой улей, если его перевезут без неё (что логично), пасечник терпеливо ждал возвращения своих пушистых работниц.

После короткой остановки на дегустацию в «Винном дворе», которая, как я уже писала, была значительно лучше, чем накануне в Бамборах, мы вновь расселись по УАЗам и отправились покорять Военно-Сухумскую дорогу.

Всего её протяжённость составляет 337 километров. Кстати, наш водитель сказал нам, что мы за время нашего джип-тура проехали 120 километров. Я не очень-то в это поверила: от «Винного двора» до последней смотровой получилось примерно 38 км в одну сторону (не по треку, который записать не вышло, а по карте, так что возможна погрешность). Плюс еще порядка 12 км от нашей гостиницы до «Винного двора» по более-менее приличной асфальтированной дороге. Ну никак не выходит. Хотя, скорее всего, это было типичное кавказское преувеличение. Спидометр-то нам не показали. 😜

Несмотря на это сейчас большая часть Военно-Сухумской дороги считается действующей, Клухорский перевал можно преодолеть лишь пешком по обходной тропе из-за того, что дорога в этом месте сильно повреждена оползнями. В 1921 году в этих местах побывал Константин Паустовский, и вот что он написал об увиденном:

Маленькая страна, тесно зажатая с трех сторон областями, где люди умирали от сыпняка, решила спастись самым доступным и нехитрым способом - отрезать себя от остального мира и следить, чтобы ни одна мышь не перебежала границу. Сделать это было сравнительно легко. С севера Абхазию отгораживал Главный хребет. Единственный Клухорский перевал в то время был непроходим: вьючная тропа в нескольких местах обрушилась. Днем и ночью без устали сползали и дымили по обрывам лавины. С севера, со стороны Сочи, и с юга, со стороны Аджарии, шоссе и мосты были взорваны во время гражданской войны и загромождены множеством осыпей и обвалов.
К. Паустовский «Бросок на юг»

Прошло целых сто лет, но в Абхазии не изменилось ничего, хотя любой разумный человек понимает, что всё должно шататься и меняться, незыблемы лишь могилы.

Так вот, после этого перевала как раз и начинается та часть Военно-Сухумской дороги, которую мы видели – она идет по Кодорскому ущелью, вдоль реки Большая Мачара и заканчивается на Черноморское шоссе в трёх километрах к югу Сухума (откуда мы и начинали свой путь).

Первой остановкой на нашем живописном маршруте стали Черниговские водопады.

Черниговские водопады
Черниговские водопады

Черниговка (населенный пункт с совершенно некавказским названием) является частью села Мерхеул. В период массового исхода коренного населения в Османскую империю в XIX веке эти земли опустели и сюда пришли русские поселенцы, которые и дали своему новому месту жительства такое название. Абхазское название у поселка тоже имеется – Бароуаху (это древняя фамилия абхазского рода), но оно давно вышло из употребления.

Село Мерхеул является родиной Лаврентия Павловича Берии, который здесь родился и окончил начальную школу. Ну а потом поступил в Сухумское высшее начальное училище и понеслось. Кстати, несмотря на демонизацию этой исторической личности, нельзя не признать, что именно благодаря ему СССР за четыре года создал атомную бомбу, строил заводы и укреплял экономику страны. Именно под его руководством был построен сверхсекретный комплекс подземных сооружений базы хранения ядерного оружия в урочище Кизилташ (ныне поселок Краснокаменка недалеко от Судака).

То, что после 23 лет под Украиной осталось от базы
То, что после 23 лет под Украиной осталось от базы

В воинской части, которая занималась сначала строительством этого комплекса, а потом и его обслуживанием, служил мой дедушка, Николай Андреевич Загребной.

А на реке Малая Мачара в 1947 году по личному указанию Берии была построена небольшая гидроэлектростанция, проработавшая вплоть до войны 1992 — 1993 годов.

Абхазия со своим наследием, собственно, обошлась не лучше
Абхазия со своим наследием, собственно, обошлась не лучше

В начале XXI века территорию заброшенной ГЭС слегка облагородили, превратив ее в ресторан, проложили дорожки, установили беседки,

Территория бывшей ГЭС
Территория бывшей ГЭС
Территория бывшей ГЭС
Территория бывшей ГЭС

а каскады водопадов старой ГЭС стали украшением территории.

Территория бывшей ГЭС
Территория бывшей ГЭС
Территория бывшей ГЭС
Территория бывшей ГЭС
Территория бывшей ГЭС
Территория бывшей ГЭС

Да и само ущелье Черниговка – красивейшее место, по которому стоит прогуляться.

Ущелье Черниговка
Ущелье Черниговка

Бурная горная река протекает вдоль скал,

Река Малая Мачара
Река Малая Мачара
Река Малая Мачара
Река Малая Мачара

а берега ее покрыты густой субтропической зеленью.

Ущелье Черниговка
Ущелье Черниговка
Ущелье Черниговка
Ущелье Черниговка

Гид Нана, которая в этот раз с нами не поехала, рассказывала, что когда Александр Роу увидел леса Абхазии, он понял, что ему не нужны никакие декорации для съемок его сказок – декоратором послужила сама природа.

Ущелье Черниговка
Ущелье Черниговка

Да и современные кинематографисты не проходят мимо сказочной абхазской природы. Именно здесь снимался «Последний богатырь».

А Антон Павлович Чехов, побывав в Абхазии, писал:

Если я бы побыл в Абхазии хоть месяц, то думаю, написал бы полсотни обольстительных сказок. Из каждого куста, со всех теней и полутеней в горах, с неба глядят тысячи сюжетов. Подлец, что не умею рисовать.

Река здесь покоряет красотами перекатов и водопадов разной величины.

Река Малая Мачара
Река Малая Мачара
Река Малая Мачара
Река Малая Мачара
Река Малая Мачара
Река Малая Мачара

Маршрут проходит по специально оборудованным деревянным мосткам со смотровыми площадками.

Оборудованная тропа
Оборудованная тропа
Оборудованная тропа
Оборудованная тропа
Смотровая площадка
Смотровая площадка
Смотровая площадка
Смотровая площадка

Прогулка по таким дорожкам доступна людям с любой физической подготовкой. Кстати, народу тут не очень много. Во-первых, облагородили это место относительно недавно, а во-вторых находится оно довольно далеко от границы, и однодневные экскурсии из Сочи не успевают сюда доехать. Вообще-то они успевали бы, если бы их по дегустациям полдня не таскали, но дать подзаработать пасечникам и любителям разбадяжить порошковое винцо, выдавая его за местный натур-продукт, гораздо важнее.

Одиночные туристы на своих машинах сюда тоже не доезжают – про качество дороги я уже писала. Мы, конечно, во время нашего джиппинга видели несколько смелых любителей прекрасного на пузотерках, но это скорее исключение.

Безумству храбрых поем мы славу!
М. Горький «Песня о Соколе»

Но вернемся в Черниговское ущелье. Туристы идут вдоль скал, что совершенно безопасно, поскольку скалы укреплены и камнепадами не грозят.

Ущелье Черниговка
Ущелье Черниговка

Голые камни

Ущелье Черниговка
Ущелье Черниговка
Ущелье Черниговка
Ущелье Черниговка

возле реки покрыты мхом и папоротником,

Ущелье Черниговка
Ущелье Черниговка
Ущелье Черниговка
Ущелье Черниговка
Ущелье Черниговка
Ущелье Черниговка

а между ними растут деревья, ветки которых тоже покрыты мхом.

Ущелье Черниговка
Ущелье Черниговка
Ущелье Черниговка
Ущелье Черниговка

Через речное русло перекинуто несколько мостиков,

Мостик через реку
Мостик через реку

а ближе к концу маршрута деревянные настилы заканчиваются, и продолжать путь надо просто по скальным тропкам.

Необорудованная тропа
Необорудованная тропа

По крайней мере, так сделала часть нашей группы.

Дело в том, что за то время, которое с нами провела гид Нана, наша сопровождающая Ольга несколько расслабилась. Поэтому у входа в ущелье она залипла над лотком с серебряными побрякушками и не особо рвалась сопровождать нашу группу к водопадам, забыв, видимо, что гида сегодня нет. Она просто махнула рукой в ту сторону, в которую надо идти и на этом успокоилась.

Примерно здесь заканчивается оборудованная тропа
Примерно здесь заканчивается оборудованная тропа

В итоге мы перешли Малую Мачару по довольно длинному мосту,

Еще один мост через реку
Еще один мост через реку

за которым закончился деревянный настил, и пошли по тропе. В принципе, заблудиться там было негде, но и идти было не слишком просто. К счастью на нас с мамой была трекинговая обувь, а у мамы еще и трекинговая палка.

Необорудованная тропа
Необорудованная тропа

Но до большого водопада мы всё равно не дошли. На каком-то этапе пути мы встретили возвращающихся членов нашей группы, которые сказали, что добрались до небольшой площадки, но там ничего нет, кроме идущей вверх тропинки. Я приняла эти слова на веру, и проверять не стала.

Река Малая Мачара
Река Малая Мачара
Река Малая Мачара
Река Малая Мачара

Так что мы повернули обратно и вскоре снова вышли к ресторану в бывшей ГЭС, где увидели нашу сопровождающую Ольгу в состоянии легкой паники. Как выяснилось, мы вообще не должны были идти вперед, когда кончились дорожки. Но, во-первых, она нам об этом факте как-то позабыла сказать, а во-вторых непонятно почему мы должны были именно там повернуть назад – ведь маршрут на этом не заканчивался, хоть и становился немного более экстремальным, чем сидение в кресле. А тот факт, что моя мама тоже пошла за группой горных скакунов и нормально всё прошла, шокировало нашу сопровождающую просто до невозможности.

Но мы совершенно не жалели, что прошли больше, чем нам собирались показать, но так и не увидели главный водопад. Водопадов в Абхазии много хороших и разных, и все их всё равно не осмотришь, а вот прогуляться вдоль реки, наслаждаясь природной красотой, которую просто невозможно описать словами, на мой взгляд, бесценно.

Река Малая Мачара
Река Малая Мачара
Река Малая Мачара
Река Малая Мачара
Река Малая Мачара
Река Малая Мачара
Река Малая Мачара
Река Малая Мачара

Да и у входа в ущелье находится очень красивый, хоть и искусственно созданный водопад,

Искусственный водопад
Искусственный водопад

который разбрызгивает сверкающие на солнце капли на фоне сочной тропической зелени.

Искусственный водопад
Искусственный водопад

Так что этот гештальт можно считать закрытым.

Мы расселись по УАЗам и отправились дальше по маршруту.

Продолжение следует...