Найти тему
КиноБуква

Что читать: «Летние истории» Миэко Каваками – яркая и самобытная японская проза о роли и месте женщины в современном обществе

Оглавление

Миэко Каваками - лауреат ряда литературных наград и любимый японский писатель среди современных у мэтра Харуки Мураками. Кто мы такие, чтобы спорить с Мураками))

Ясно одно - японская проза уникальна и самобытна. Она не похожа вообще ни на что. И к этому надо привыкнуть.

Каваками по большей части прогремела в мировой литературе, написав «Небеса» и «Грудь и яйца» (да-да, именно «Грудь и яйца», пусть не смущает вас такое откровенное название прямо в лоб), а позже расширила свое произведение про грудь и яйца, которое в России перевели в 2024 году как «Летние истории». Тут, очевидно, сыграли свою роль два фактора:

  • Сезонность в сюжете (первая часть - лето 2008 года и вторая – лето 2016-2019);
  • Имя главной героини - Нацуко Нацумэ, а иероглиф «нацу» — это лето;
Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Нацуко тридцать лет, она живет/прокрастинирует в Токио, на три дня к ней приезжает в гости старшая сестра Макико с одиннадцатилетней дочерью Мидорико. Жизнь каждой из женщин полна забот, проблем и лишений. И бедности.

«Хотите понять, насколько бедным было у человека детство, спросите его, сколько окон имелось у них в доме. Не еды в холодильнике, не вещей в шкафу, все это обманчиво. Мера бедности окна. Да-да, именно окна. Чем их меньше (если они есть вообще), тем семья беднее».
Миэко Каваками

📚Миэко Каваками «Летние истории»

Нацуко несостоявшаяся писательница, её книга в перманентной разработке, денег постоянно не хватает, долги за аренду квартиры, отсутствие личной жизни (как потом выясняется во второй части, есть проблемы с принятием физической стороны отношений).

«Моя жизнь напоминает полку в старом книжном магазине, на которой все еще пылятся тома, давным-давно закупленные прежним хозяином, и единственное изменение то, что мое тело стало старше на десять лет».
Миэко Каваками
Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Макико почти сорок, несколько мест работы, включая бар. Разведена, очень плохо выглядит. Мечтает сделать операцию по увеличению/ улучшению груди (здравствуй, грудь из оригинального названия), приехала в Токио на разведку в клиники. Денег на дорогостоящую операцию, разумеется, нет.

«Вечер, храня остатки дневного зноя, погрузил предметы в сумрак и покой. Мир был напоен щемящей нежностью и грустью о том, что ушло навсегда. Пока мы шагали сквозь эту дымку, он словно вопрошал меня каждый миг: готова ли ты и дальше идти вперед или, может быть, повернешь назад? Хотя какое дело миру до меня? Это всего лишь моя зацикленность на себе. Самовлюбленность».
Миэко Каваками

Мидорико – период пубертата. Девочка развивается и переживает из-за всего на свете. У одноклассниц уже начались месячные и все они в «секте» по обсуждению прокладок, куда Мидорико доступ пока воспрещен, она еще не в теме. Мидорико не хочет взрослеть и боится изменений, которые происходят с ее телом. Девочка ужасно волнуется и не понимает, почему мать бредит идеей улучшения себя и операцией, ведь это опасно. Как следствие непонимания, она прекращает словесное общение. Теперь девочка пишет всё, что хочет сказать, в блокноте, чем жутко злит Макико.

«Я словно заперта внутри тела. Не могу его контролировать, оно само решает, когда мне проголодаться или, скажем, когда у меня начнутся месячные. От рождения и до смерти ты должен есть и зарабатывать на это деньги, а то умрешь. Я вижу, как мама пашет с утра до ночи. Выбивается из сил. А чего ради? Со своим-то телом тяжело, зачем производить на свет еще одно? А некоторые считают это великим счастьем».
Миэко Каваками
Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Между частями – десять лет, и летом 2016-го мы узнаем, что Нацуко таки написала книгу и даже стала успешной, но все также несчастна и одинока, а Мидорико уже встречается с парнем. Основная идея лета 2008 – взаимоотношения Макико с дочерью и метания Нацуко, лета 2016-2019 – желание Нацуко стать матерью. Ей тридцать девять, и она хочет ребенка. Но так как есть проблемы, о которых я писала выше, рассматривается исключительно вариант искусственного оплодотворения.

Основные идеи Каваками, чья нестандартная, местами очень физиологичная и определенно женская проза поначалу сбивает с толку, но потом ты привыкаешь к её стилю:

  • Тема взросления и принятия собственного тела;
  • Женская индивидуальность и гендерные стереотипы;
  • Роль женщины в обществе, конкретно в современном японском обществе, которое давит, оценивает и выдвигает табу;
  • Возможность или невозможность японки принимать решения самостоятельно, вне одобрения мужчины;
«Ну, есть такие люди, и мужчины, и женщины. Которые легко могут расстаться со своими детьми. Возможно, отношения между родителями и детьми не так уж сильно отличаются от обычных человеческих отношений».
Миэко Каваками
Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

У Каваками очень много глаголов и описаний обыденных действий. Взяла, налила, заказала, съела, увидела, нарезала, купила, забыла, поехала, заплакала, помылась и прочее – если все это выкинуть, то книга станет на треть меньше. Первый вопрос: зачем вся эта детализация? Давайте уже перейдем к сути, госпожа Каваками. Но через некоторое время я даже оценила эту камерность повествования, когда герои рефлексируют, переливают из пустого в порожнее, прокрастинируют – ты словно находишься рядом с ними и наблюдаешь за их в какой-то степени аморфным бытом неотрывно. Японская созерцательность начинает действовать. Все эти подробности о магазинах, устройстве бань (очень интересно, кстати), кафе и баров – затягивают.

Каваками – это размеренность и тягучесть, расфокусировка и неспешность, реализм и провокация, натуралистичность телесная и обнажение души, акцент на каждодневных шагах и свежие нотки феминизма.

«Наверное, сейчас они друг для друга — целый мир, подумала я. Да, выражение подходящее. Дело не в том, что страсть настолько затмила глаза юным влюбленным, что им больше ни до чего нет дела. Скорее это такой период, как бы сказать... когда чувства к партнеру становятся гарантией твоего доверия к миру. Когда вы просто смотрите друг на друга, и мир вокруг наполняется силой и нежностью обещаний, заключенных в ваших взглядах. Когда вы без тени сомнения верите, что всем этим обещаниям суждено сбыться».
Миэко Каваками

А как вы относитесь к современной японской литературе? Слышали что-то о Миэко Каваками?