В солнечной Абхазии, возникший недавно переполох, плавно перерастает в уныние. С чем связано на первый взгляд жёсткое решение, из-за которого силовики, врачи, спасатели лишились своих денег? Журналист всё доходчиво объяснил. Кремль сжал кормящую руку в кулак: "лучшие друзья" не в состоянии себя прокормить без русских рублей. Цена вопроса – миллиарды.
Корреспондент Кирилл Стрельников проследил, как решался вопрос с отменой финансирования бюджетников Абхазии из русского бюджета и как на это отреагировали местные.
Глава МИД Республики Сергей Шамба ранее сообщил, что в прекрасных отношениях между Абхазией и Россией начался раскол – некая конфронтация, вызвавшая переполох и уныние у "лучших друзей". Он сообщил, что с 1 сентября Москва останавливает безвозвратные выплаты абхазским бюджетникам: работникам госучреждений, медикам, учителям, культуры, спорта и социального обслуживания граждан, силовикам.
По какой-то причине этот удар оказался для властей республики неожиданным и недружественным:
"В бюджете страны, признанной только Россией и обеспечиваемой тоже ей: 70 процентов бюджета Абхазии — прямое финансирование России, а оставшиеся 30 — доходы от российских же туристов", - отметил обозреватель.
В то же время, Шамба рассказал, что теперь вся электроэнергия будет поступать в Абхазию во время дефицита в осенний и зимний периоды – по коммерческой стоимости. То есть, больше не бесплатно. Стрельников сообщил, что только с 2020 года по первый квартал 2023-го они стоили Москве порядка шести миллиардов рублей. Сокращены были и контакты парламентов обеих страны до минимума.
Шамба уверен, что Россия против них ввела "санкции" и поспешил заверить, что это лишь "первые шаги" – "многие пострадают". Причину он видит в том, что республика за последние годы многое обещала Москве, но обещания не выполнила. Теперь нужно искать решение проблемы. В то же время Шамба понимает, что "без Москвы многим в стране придется затянуть пояса" – как минимум, необходимо найти 700 миллионов рублей на зарплаты бюджетникам до конца года:
"Такие действия в отношении самых лучших, самых отзывчивых и самых верных друзей (какими видят себя абхазы) — явление неординарное. Даже неравнодушные депутаты Госдумы из "группы дружбы с абхазским парламентом" забили в колокола и призвали срочно "заделать возникшую трещину".
А что Россия? Какая реакция?
Глава МИД России Сергей Лавров отметил, что есть конкретный пакет двусторонних договорённостей, который санкционирован президентами, одобрен правительствами двух стран, в рамках чего и были приняты меры:
"У каждой страны есть свои обязательства. Речь идёт просто о том, чтобы соблюдался баланс этих обязательств, и наши абхазские друзья это прекрасно понимают".
Лавров заявил, что это вовсе не "обострение" отношений двух стран - представители министерств иностранных дел обоих государств "ведут соответствующую работу", а Шамба был приглашен посетить Москву в любое удобное для того время.
Собственно, выглядит всё логично и прозрачно, не так ли? В Абхазии существует государственная программа социально-экономического развития на 2022-2025 годы. Одним из пунктов чётко прописывается русско-абхазское соглашение "о содействии реализации" программы, в которой прописана программа конкретной и пошаговой гармонизации законодательства наших стран. Документ подписан президентами России и Абхазии ещё 24 ноября 2014 года.
Среди пунктов можно разглядеть необходимые требования по ратификации соглашения о взаимном признании судебных и арбитражных решений, обеспечение вступления в силу соглашения о реализации российскими юридическими лицами инвестиционных проектов на своей территории, а также снятие ограничений на рынке коммерческой недвижимости для российских инвесторов. И абхазское законодательство по заявленным пунктам должно было быть приведено в соответствие с законодательством России и некоторыми международными нормами к 1 августа 2024 года.
В Абхазии всё понимали. Но ничего из обещанного не делали
Ещё в 2022 году Сухум взял на себя обязательство к 2025 году перейти на полностью собственное финансирование заработных плат бюджетникам и провести несколько экономических реформ. Срок вышел – результата нет. На данный момент выполнено 26 из 45 пунктов. Причём, как пишет Стрельников, выполненные пункты являются лишь второстепенными.
Представители властей заявили, что знали о таком исходе. Глава МИД Абхазии подтвердил, что Москва многократно предупреждала о том, что невыполнение Абхазией взятых на себя обязательств "может повлечь за собой определённые санкции". В свою очередь министр финансов республики вторил этому утверждению.
Москва действует строго в рамках давно работающих двусторонних российско-абхазских соглашений, чего совершенно нельзя сказать о другой стороне.
Проблема остаётся и с недвижимостью. На данный момент граждане России купить её там не могут. Слухи ходят, что есть множество серых схем, где бизнес или недвижимость надо регистрировать на граждан Абхазии, но есть риск, что рано или поздно, заехав в свои апартаменты, можно увидеть живущих там местных, сообщающих приезжему, что недвижимость больше не его:
"Ссылаясь на "Инструктивное письмо о порядке применения Указа президента Республики Абхазия "Об инвентаризации жилищного фонда Республики Абхазия" УП-52 от 23 марта 2005 года" и постановление абхазского Народного собрания № 1327-СХ1У от 15 мая 2006-го "О регулировании жилищных отношений в целях обеспечения прав граждан РА на жилище", власти республики могут составить акт о том, что недвижимость бесхозная, если купивший её, например, приезжает только в отпуск. А бесхозное имущество можно забрать в муниципальную собственность, а после продать".
А необходимые для разрешения проблемы законопроекты блокируются парламентом. В 2016 законопроект о жилье, а в июле 2024 — законопроект о продаже апартаментов русским:
"Получается так: для Абхазии Россия — и гарант суверенитета, и главный спонсор, при этом единственное, на чем мы настаиваем, — давайте дружить по правилам, прозрачным и единым для всех. Тем не менее наше искреннее желание убрать всю муть из отношений называется "конфронтацией", "санкциями", "недружественными шагами".