Как почитать богов и при этом жить в большом городе европейской цивилизации? Как разрешить спор между архаичными и современными формами и содержанием языческих традиций? Как избежать крайностей и не ходить по городу в одежде древнее, чем у наших предков? Как не утратить сакральность процессов, вплетая язычество в повседневную жизнь? Как обрести срединный путь?
Двоеверие, реконструкция и реинкарнация языческих традиций
Двоеверие — это когда человек практикует язычество только тогда, когда участвует в обрядах или обращается к богам перед своим алтарем, а в остальной жизни он, по сути, атеист — рациональный скептик, который ходит в офис и играет на бирже, не задумываясь о том, как языческие боги проявляются в его повседневной жизни.
Очень часто язычество воспринимается как что-то сельское и деревенское, хотя большинство современных язычников — это горожане. Для того чтобы прийти к язычеству в наше время, нужно сначала пройти определённый путь. Тем не менее, всё ещё существуют искажённые и романтизированные представления о том, что славянские язычники — это деревенские ведьмы, выкатывающие порчу яйцом, или полусумасшедшие дедки, которые занимаются скоморошеством. Патологична сама ассоциация язычества с чем-то исключительно сельским и деревенским, ведь в древности язычество охватывало все слои общества. Неправильно связывать его только с какой-то одной частью общества. Попытки реконструировать образ “деревенского язычника” — это всего лишь игры эго, когда человек пытается быть тем, кем он на самом деле не является.
Некоторые язычники используют язычество не как возможность раскрыть в себе что-то новое и добавить что-то в свою жизнь, а как способ полностью заменить свою реальность. Такие люди обычно убегают в архаику, говоря: “Когда наши Боги были главными, мы бы были князьями и воинами, а сейчас я всего лишь старший помощник младшего менеджера”. Те, кто пытается убежать в древность из-за своей неустроенности и нежелания реализовать себя в современном мире, в прошлом тоже не поднялись бы выше крестьян. Здесь стоит задуматься о мотивации. Чего человек хочет достичь через язычество? Ему просто нравится сам путь, или у него есть конкретная цель? Еще один важный вопрос: почему человек хочет быть язычником? Часто этот вопрос боятся задавать, потому что может выясниться, что человек в реальной жизни скучен и ему трудно адаптироваться в этом мире. В таком случае ему удобнее быть язычником, чтобы блистать на обрядах или в социальных сетях. Но это, в сущности, опять же игры эго. То, что могло бы стать способом помочь себе в самопознании, может превратиться в огромную ловушку, в которой человек начинает заигрываться, подыгрывать себе и усиливать чувство собственной важности.
В процессе изучения и реконструкции языческих традиций люди часто забывают, что в то время, когда язычество было активным, оно являлось частью современности. Нынешний мир выглядит несколько иначе, и сегодня язычество переживает не столько возрождение, сколько реинкарнацию. Реинкарнация — это естественный новый этап в развитии язычества, тогда как простая имитация сохранившихся форм является исторически тупиковым путём. Изучать исторические формы стоит, но имитировать их не имеет смысла.
Человек в большом городе
Для человека аграрной эпохи город или деревня всегда представляли собой узкое сообщество, где теоретически можно было знать всех и общаться со всеми. В то время Светлые Боги были проявлены в городе в полный рост, так как они отвечали за коммуникацию между людьми и группами. В современном мегаполисе всё кардинально изменилось. Современный город стал чрезмерным для восприятия человека: он непредсказуем, враждебен и напоминает каменные джунгли. Город является неуправляемым даже для мэра, его не может подчинить себе ни один человек, потому что в нём протекает слишком много сложных процессов. Сейчас квартира человека — это своеобразная пещера, и когда человек выходит из этой пещеры, он попадает в мир мёртвых. Люди в метро часто напоминают сплошную серую массу, тени в Аиде, которые проявляются лишь тогда, когда мы начинаем с ними разговаривать. Человек выходит в город так же, как охотники выходили из своих пещер: он надевает маску, некую личину, психологическую броню и обвешивается своими оберегами — одеждой, машиной, часами, которые сигнализируют внешнему миру о том, к каким группам принадлежит этот человек и кто за него может вступиться при случае. Коммуникация между людьми в городе больше напоминает взаимодействие личин: это контакт маски с маской, брони с броней, а не общение от сердца к сердцу, от души к душе. Также, выходя в каменный город, в мир Смерти, у человека подсознательно возникает потребность сохранить свою жизнь. Поэтому, войдя в город, он либо стремится стать таким же “мёртвым”, либо пытается сохранить себя в этом враждебном ему мире. Проходя через этот мир мёртвых, человек меняется безвозвратно и уже не может стать прежним.
Какие Боги правят в городе?
В городе царствуют хтонические боги. Многие язычники чуждаются тёмной части пантеона — богинь Кали, Мары, Ангрбоды, а также богов Чернобога, Локи, Велеса, хотя именно принципы и силы этих божеств наиболее проявлены в большом городе. Светлые же боги в современном мире проявляются в тех сообществах, которые мы создаём и отрываем от природы, благодаря друзьям и другим связям. Во время взаимодействия нескольких друзей-язычников рядом с ними присутствует Тор, который помогает сохранить целостность этого сообщества, и Тюр, поддерживающий правила и традиции, установленные в этой малой группе.
Сейчас люди живут в опасном мире, окружённые тёмными богами, которые требуют от человека намного больше, чем светлые боги. Тёмные боги связаны с просвещением и инициационной смертью, поэтому им нужно, чтобы мы прошли через врата смерти и раскрыли в себе нечто более глубокое. Хтонические боги настаивают на инициации и трансформации — иначе они нас уничтожают. Таким образом, городской мир становится полем духовных экспериментов для тех, кто следует по духовному пути. Чтобы трансформироваться и не погибнуть в этом мёртвом мире, нужно найти более глубокий источник жизни внутри себя и через него почувствовать дыхание Божественного. Таковы требования инициации и посвящения, которые предъявляют нам тёмные боги и сам город.
Мегаполис даёт человеку возможность пройти инициацию даже в повседневной жизни — просто добравшись до работы, если воспринимать этот процесс как сакральный путь. Если человек не скользит тенью среди теней, а проходит свой путь по городу, сохраняя себя и своё внутреннее пламя, то можно считать, что он прошёл инициацию. Однако некоторые выбирают “умереть” на время пути и функционируют в городе, словно тени. Большой город победил смерть, голод, тьму и многие болезни, предоставив людям сладкую возможность всю жизнь поддерживать существование в режиме тени. Что же происходит, если человек всё же успешно проходит посвящение? Когда человек проходит внутреннюю инициацию в город и его тьму, он начинает ощущать биение сердца города, его внутреннюю жизнь. В это можно вплетаться не как тень, а в состоянии оборотничества, когда человек вовлекается в игру города, меняет свои образы и личины, но при этом сохраняет свою суть. Современный город требует от человека умения быть многоликим и многомерным. Однако, освоив это умение, важно не начать полностью отождествляться или, наоборот, разотождествиться со своими личинами.
Образ Матери Природы и Отца Небо в городе
Материнский образ в городе проявляется на физическом уровне очень своеобразно — это та добыча, которую люди приносят домой из магазина. Однако на самом деле образ Матери Природы внутри городского человека — это образ единства, множественности и многогранности личин, с помощью которых человек создает себя и поддерживает в этой перманентной смене облик. Образ Отца в городе — это образ того, кто приходит, не того, кто уже вошел в город и радуется, соединившись с матерью, а того, кто только проникает в город. Именно поэтому городские жители так любят образ трикстера как мужскую фигуру, которая пересекает и преодолевает любые границы — границы себя и других, границы социумов и сфер. Воля городского жителя на своем сакральном пути к работе — это воля трикстера. Человек с такой волей уверен: он сможет пройти, пронести себя и что-то с собой, не отстраняясь от мира, но и не сливаясь с ним. Воля трикстера — это то, что связывает освоенные зоны в городе. Существуют освоенные зоны — квартира, работа, любимый бар — которые отделены друг от друга, и, путешествуя между ними, человек как будто перестает существовать. Но контакт с Богом-трикстером, например с Локи или Одином, позволяет выстроить единую сеть между этими местами и сохранить осознанную жизнь, перемещаясь из одной точки в другую. Вообще, выживание в нашем городе подразумевает наличие элементов трикстера: чувства юмора, умения смеяться над собой и улыбаться. Без юмора и самоиронии человек просто станет тенью и умрет душой в этом городе.
Как начать слышать город?
Нужно пройтись по городу, глядя на него немного иначе, с другого ракурса, находясь рядом с ним, но не внутри и не вне. Здесь важно расслабиться и просто побыть с городом, не сосредотачиваясь на своих привычных заботах, а обращая внимание на окружающее и на своё состояние в моменте здесь и сейчас. Тогда город начнёт отзываться, и можно будет услышать его пение и увидеть его магию. Такие прогулки лучше совершать накануне рассвета. После рассвета стоит продолжить путь, не погружаясь в течение повседневной рутины, оставаясь с городом на одной волне и наблюдая сбоку, как пробуждается обычная жизнь. При этом важно полностью осознавать, что с рассветом в этом городе ничего не исчезает.
Трансформации, к которым приводит город
Город так или иначе подвергает людей трансформации. У кого-то он высасывает жизнь, а кого-то делает городским сумасшедшим. Любой, проходящий тропу инициации через мир мёртвых, изменится. Просто не все воскреснут, но все, безусловно, изменятся, и эти изменения могут быть разными. Человек, затронутый дыханием города, меняется и осознаёт, что больше не хочет ходить из дома в офис и обратно — у него появляется потребность в безумии. Однако это безумие может проявляться на примитивном и непроработанном уровне: например, человек напился и танцевал голым на корпоративе. Подобные безумства приняты в обществе, но они говорят о том, что человек не прошёл инициацию. То же можно сказать о городских пьяницах — в большинстве случаев это люди, не прошедшие посвящение и смертельно раненные. Обыватель редко спивается, становится наркоманом или городским сумасшедшим. Есть люди, которые вышли за пределы обывательской жизни, но им не хватило личной силы, духовного стремления и внутренних ресурсов, чтобы перейти на новый уровень. Такие люди в буквальном смысле становятся сумасшедшими, потому что на пути посвящения обратной дороги нет. Если человек затронут вещим зовом, внутренней потребностью в трансформации, он уже не сможет остаться прежним. Либо он рано или поздно перейдёт за грань и пройдёт по тропе мёртвых, чтобы вернуться на новом уровне, либо он будет медленно угасать, валяясь как бомж, или превратится в человека с пенсне и дипломатом, который, словно тень, ходит по одной и той же улице из офиса домой и обратно.
Современный город настойчиво предлагает сценарии смерти при жизни как некий вызов. Но если выйти за пределы этих сценариев, оказывается, что все они фейковые. По-настоящему в городе приходится преодолевать не внешние сценарии, потому что они все примерно одинаковы. Например, был офисным планктоном, стал свадебным фотографом — разница небольшая, сценарий тот же.
По-настоящему в городе приходится познавать себя через собственные выборы. Город позволяет пройти путь трикстера, перемещаясь по различным зонам и собирая свою личность по частям. Он предоставляет гораздо больше свободы выбора, а значит — возможности развивать свою волю через ежедневные решения, которые мы принимаем.
Многие язычники ставят во главу угла древнюю культуру, обесценивая тем самым продукты современной музыки, кинематографа и литературы, хотя они также могут помочь переосмыслить что-то в собственной жизни. Божественное в высшем смысле проявляется в равной степени через всё. Либо человек видит Божественное во всём и перестает разделять и держаться за культурные стереотипы, формы и традиции, которые нам известны, либо он так и не трансформируется и остается прежним. В повседневной жизни и на обрядах появляются новые сакральные элементы, которые мало кто считает таковыми. Например, такое ритуальное действие, как выключение телефона, с помощью которого человек отключается от обширного поля контактов с другими людьми и остается наедине с собой. По-настоящему видеть, что ты делаешь, совершая простое действие в современном мире, можно лишь тогда, когда ты смотришь в себя, на то, что с тобой происходит. Например, когда ты заходишь в Телеграм — как ты меняешься от того, что читаешь каналы. И во всём этом есть созвучие с частью твоих Богов и их проявлениями, которое можно услышать и увидеть. (Конечно, не стоит превращать подобные действия в ритуалы веры. Но порой такие методы и настройки оказываются более действенными, чем привычные обрядовые речи.) Современный качественный боевик может затронуть духовную составляющую и трансформировать человека куда сильнее, чем реконструированные духовные тексты, которые человек перечитал уже сотни раз и перестал находить в них что-то новое для себя. Всё может стать как методом, так и точкой соприкосновения.
В городе повсюду скрыты покровы, но они существуют не для того, чтобы нас запутать и удержать, а чтобы мы научились не поддаваться их чарам. Великая иллюзия и великое знание — неразделимы, это, по сути, одно и то же. Можно, глядя на одни и те же вещи, увидеть иллюзию, которая увлечет и станет твоей реальностью, в которой ты можешь заблудиться в собственных тенях. Но путь к освобождению как раз лежит через эту иллюзию и через эти тени. Прозрение истины возможно лишь через работу с иллюзией. Путь к истине — это путь без дорог. На этом пути город предоставляет огромную свободу и множество форм, каждая из которых имеет двойное или даже тройное дно, под которым всегда скрыта Бездна. Город бросает человеку определенные вызовы, и, принимая их, человек сталкивается с необходимостью интерпретировать то, что происходит вокруг и привлекает его внимание — вывески и другие знаки. Один из принципов взаимодействия с городом звучит так: либо человек учится трактовать символы, либо символы начинают трактовать его.
Контакт с Богами в городе
Боги Велес, Один и Локи — это ключевые фигуры для городского жителя. Все эти Боги олицетворяют принципы обмана, мудрости и трансформации. Поскольку тёмная сторона трансформации особенно созвучна с городской средой, можно обращаться за помощью к Локи, Одину или Велесу во время инициатических и трансформационных процессов, которые часто подталкивает сам город. Также в городе важен контакт с Богами-пограничниками: Локи, Хель, Йормунганд, Марена, Чернобог, Аид, Персефона, Владыки подземного мира, Гермес, Геката. Границы в городе напоминают змею: они изменчивы и неясны. Не всегда понятно, удастся ли их пересечь или договориться с теми, кто их охраняет. А двигаться по городу лучше путём трикстера, следуя принципам Богини Ангрбоды и воспринимая город как охоту, на которой неизвестно, какого зверя встретишь.
Тем не менее, не стоит впадать в крайности. Нужно помнить, что Светлые Боги также играют роль в повседневной жизни. Например, если вы собираете дома друзей для общения, то Тюр следит за соблюдением правил, а Тор помогает удерживать внимание на говорящем. В этой ситуации будет проявлено влияние всего Асгарда, потому что люди создают свой собственный обжитой мир. В профессиональной деятельности человек также находится в созвучии с Богами. Важно осознавать, где вы воин, и с вами Перун или Тор; где вы ученик, и рядом Тот; где вы делаете вложения в будущее, и вас поддерживают Фрейя и Фрейр; где вы начинаете новое дело, и с вами Боги и Богини начала, рождения и воплощения. Когда современный язычник отправляется в отпуск, это символическое празднование урожая, когда он пожинает плоды своего труда. Умение воспринимать свою жизнь как целостный процесс и подмечать проявления принципов тех или иных Богов — это важные навыки для современного язычника.
Что крутого дают Темные Боги?
Темные Боги дают возможность встретиться со страхом и с неопределенностью, в которой мы все живем, и из которой рождается выбор. Прикасаясь к Темным Богам, человек сталкивается со страхом, поскольку сами по себе Темные Боги наводят ужас. Поначалу человек обращается к Темным Богам в медитации, чтобы познакомиться со своим страхом и прикоснуться к нему. Постепенно он приспосабливается к этому интенсивному страху, и для него становится возможным сталкиваться с ним в своей повседневной жизни. Этот страх становится переживаемым, в нем можно находиться, но привыкнуть к нему невозможно. Если человек ощутил, что привык к страху в коммуникации с Темными Богами, это означает, что он утратил бдительность.
Прозрение ужаса — это страх непосвященного, поскольку при посвящении становится ясно, что тот, кто боится, и есть препятствие, которое нужно преодолеть. В этом процессе не личность человека расширяется до Божественного, а сам человек осознает и вспоминает себя как изначальное и нерожденное. Страх во время инициации — это естественная реакция ограниченного человеческого ума на Бездну и Беспредельное. Когда человек сталкивается с подлинным духовным опытом, с опытом Бездны, его эго и ум пытаются создать структуру и границы для того, чтобы познать Бездну, которая не имеет ни границ, ни глубины, ни формы. Однако с Бездной нельзя ничего сделать. Весь человеческий инструментарий для работы с формами здесь бесполезен. С этого соприкосновения личности с Бездной начинается подлинный духовный опыт. До этого трансцендентного переживания происходит развитие человеческой личности. После соприкосновения с Бездной, если человек полностью проходит через этот экзистенциальный ужас, он может остаться в Бездне, так как воплощение в этом мире ему больше не нужно. Конечно, из Бездны можно вернуться, но тогда человека снова захлестнет все привычное и обыденное, что было до этого.
Пока человек воплощен, его духовный путь пролегает по грани Бездны. Это тонкий путь — путь страха, который ощущается не как ужас, от которого нужно бежать, а как страх, которого уже не хватает. Этот страх воспринимается не как адреналиновый всплеск, а как трепет личности в состоянии внутреннего оргазма, когда и страшно, и есть ощущение растождествления, но одновременно ты сохраняешь себя. Путь по грани Бездны проходит между обыденностью и самой Бездной, в которой тебя уже нет, но есть всё. На этом пути можно склоняться в одну или другую сторону, танцуя на краю Бездны.
Статья написана по материалам лекции “Язычество в большом городе”: https://www.youtube.com/watch?v=q5iDXKTKrDQ&t=4618s
Я буду очень благодарен, если вы сможете поддерживать меня лайками и комментариями. Мне, как автору, это очень приятно и ценно!
Следите за новыми статьями и разной полезной информацией:
▪️ Сайт проекта Silver MA: https://silvermaproject.ru/
▪️ Сотни моих лекций о магии, неоязычестве, эзотерике и колдовстве в открытом доступе на YouTube, в Яндекс Музыке и Apple Podcasts.
▪️ Мой блог в Телеграме — подписывайтесь.