У меня иногда складывается такое впечатление, что в судомоделизме, оказывается, сложнее всего реалистично представить именно очень простые изделия. И весла, пожалуй, можно отнести к их числу. Казалось бы, что сложного в том, чтобы выстрогать небольшую круглую реечку с лопастью желаемой формы на ее конце? Но когда даже при не очень мелком масштабе детальки (около 1/50) их число, необходимое для оснащения модели, переваливает за десяток, при этом хочется, чтобы все они соответствовали избранному масштабу и мало отличались между собой, то предстоящая задача уже не представляется совсем уж простой. А при попытке решить ее с наскока нередко появляются подобные примеры.
И даже если не принимать во внимание качество исполнения работ, а на второй картинке представлены весьма аккуратно изготовленные элементы, уже только отсутствие реалистичности в их модельном представлении, несомненно, ухудшает общее впечатление от рассматриваемой детали.
Весла, в зависимости от плавсредства для которого они предназначены, могут существенно отличаться между собой по внешнему виду. В общем случае весло состоит из лопасти, цевья (как стержневой части чего либо) и рукояти. Иногда, для облегчения работы с веслами, со стороны рукояти размещается валек. Этот достаточно массивный фрагмент весла выполняет функцию противовеса по отношению к лопасти и веретену.
В данной статье будет предложено вашему вниманию мое видение рационального способа изготовления деталей подобного вида. При этом за основу были взяты параметры весел, упомянутые в атласе чертежей гребных шлюпок, изготавливаемых для судов русского императорского флота. Этот атлас был составлен под редакцией корабельного инженера, подполковника М. Кишкина (Михаила Константиновича, если кому интересно) в 1886 году. Их чертежи с условными обозначениями параметров, а также числовыми значениями соответствующих размеров представлены на эскизе и в таблице на следующей картинке.
Даже при беглом рассмотрении внешнего вида изделий можно выделить наиболее характерный для всех весел данного типа элемент. Тот, что в наибольшей степени будет характеризовать их принадлежность к веслам определенного временного периода. И в данном случае таким элементом, определяющим временную привязку изготавливаемой модели детальки, может стать наличие валька восьмигранной формы. Именно такая его форма была принята в определенный период времени для гребных шлюпок императорского флота. Остается придумать, как сделать валек восьмигранной формы нужных размеров.
Если ориентироваться на его параметры, представленные в таблице, то вне зависимости от номера весла восьмигранник валька для детали в масштабе 1/48 должен быть вписан в окружность диаметром около 2 мм (т.к. параметр “К” соответствует для большинства весел значениям близким к 100 мм). При этом сформировать восемь одинаковых, четких граней на рейке столь малого сечения проще всего методом циклевания. А если валек еще собирать из двух половинок вокруг цевья, то это может существенно упростить процесс окончательной сборки готового изделия. Надо будет для этого только сформировать по оси рейки тем же способом продольную выборку полукруглой формы.
И как показывает практика, реализовать задуманное оказалось не очень сложно. Для этого я изготовил на скорую руку простенькое приспособление в виде металлической пластины с прямоугольным пазом шириной 2 мм и возможностью фиксации на ней в нужном положении пары лезвий, выполняющих функцию цикли. Пластина с лезвиями закрепляется в пропиле деревянного брусочка с помощью пары уголков, обеспечивающих ее выдвижение над поверхностью дощечки на нужную высоту.
Последовательно протягивая заготовку прямоугольного сечения 2,0 / 1,0 мм, над закрепленными на пластине лезвиями нужной формы получаем рейку желаемого профиля.
Об изготовлении цевья много говорить нет необходимости. Калиброванную круглую рейку с сечением в диапазоне значений от 0,7 до 1,2 мм легче всего получить путем протягивания реек квадратного сечения через отверстия соответствующих размеров, просверленные в металлических пластинах или других материалах с достаточной твердостью. При этом для получения качественного результата необходимо принимать в расчет как свойства древесины для изготовления реек, так и особенности материала самодельных фильер. Чем более плотную древесину вы используете для изготовления реек, тем в большей степени для материала фильер подойдет стальная пластина. В процессе протягивания рейки через отверстие, заостренные его кромки, работая как цикля, аккуратно снимают избыток древесины. При этом за счет мелкопористой структуры, характерной для большинства твердых пород, в процессе обработки не происходит разрыхления поверхности. Сечение квадратной заготовки в подобной ситуации должно быть равно диаметру отверстия или превышать его не более чем на 0,1 мм.
Мягкая древесина в канале со скругленными кромками напротив будет уплотняться в поверхностном слое и на выходе приобретать глянец. Сечение квадратной заготовки при этом может значительнее превышать диаметр отверстия, однако по мере роста несоответствия будет значительно возрастать сопротивление движению приводящее к возможному разрыву рейки. Сказанное иллюстрируют следующие картинки.
Поскольку диаметр цевья для большинства номеров весел незначительно отклоняется от значения в 1,0 мм (до №15 диаметр колеблется от 0,9 до 1,2 мм), а диаметр рукояти равен 0,8 мм, вполне допустимо увеличить его до единицы и моделировать рукоять, выдвигая цевье за край валька на три миллиметра. Мне представляется целесообразным поступить иначе. На небольших отрезках заготовки цевья (длиной 12 – 15 мм) сформировать рукоять в канале соответствующего диаметра. Отсекая по краю отверстия излишек заготовки, получим гарантированное качество поперечного реза и перпендикулярность его оси весла. Кроме того, за счет длины канала, соответствующей длине рукояти, в процессе сборки не потребуется каких либо измерений при ее установке, поскольку граница рукояти четко видна.
Переходя к изготовлению лопасти весла, стоит остановиться на целесообразности зауживания цевья в направлении от валька. Из данных, представленных в таблице, очевидно, что разница в диаметрах цевья ниже валька и у лопасти весла составляет не более 0,5 мм (и это при максимальном диаметре 1,4 мм для весла №20). Для большинства номеров весел – разница еще меньше. При этом, как видно на предшествующих картинках, разница диаметров в пару десятых миллиметра даже при близком их расположении визуально почти незаметна. Исходя из этих соображений, считаю целесообразным диаметр цевья оставить неизменным на всем протяжении.
Теперь остается сделать лопасть весла. Для этого необходимо, для начала, нарастить ширину цевья на его дистальном конце, приклеив к нему пару фрагментов реек шириной по 1,5 мм. При этом соединение будет значительно надежнее, если по кромке рейки предварительно выбрать ложбинку с радиусом 0,5 мм.
Остается с помощью фигурной цикли придать лопасти желаемый профиль.
На этом пока все. Если возникнут вопросы – спрашивайте. Постараюсь ответить. Всем удачи.