Отличительная особенность комплекса разведывательных беспилотных летательных аппаратов "Орлан-30" от более ранней модели «Орлан-10» — это возможность не только находить необходимые объекты , но и показывать их снарядам с лазерной головкой самонаведения. На его борту установлен лазерный указатель дальномер, который наводиться на разведанную цель и удерживает ее лазерным лучем, на отражение которого и летит снаряд. Благодаря "Орлану" САУ "Коалиция" может из укрытия поражать вражескую технику управляемым снарядом "Краснополь" на расстоянии до 70 км. Применение летающей "лазерной указки" позволяет значительно уменьшить риски российских вертолетов, запускающих сверхзвуковые ракеты 9М127 с лазерным наведением, которые могут не зависать на 30 секунд, удерживая цель до попадания в нее ракеты. "Орланы " являются основными фронтовыми разведчиками и наводчиками артиллерии и самыми массовыми разведывательными дронами.
Не смотря на то, что "Орлан-30" может летать выше и дальше "Орлана-10" его дальность действия ограничена радиусом действия радио и видео связи в 120 км. Поэтому российские конструкторы разработали БПЛА которые способны вести разведку на дальних расстояниях незаметно для РЭБ и ПВО противника.
Новейший российский беспилотный летательный аппарат (БЛА) самолетного типа и безаэродромного базирования ZALA 421-16E5G, разработанный ижевской компанией «ZALA AERO GROUP Беспилотные системы», получил программно-аппаратный комплекс, выполненный на основе нейронных сетей и искусственного интеллекта. Комплекс оснащен последовательной гибридной силовой установкой с бензиновым и электрическим двигателями, способен находиться в воздухе более 12 часов и преодолевать расстояния свыше 1200 км. Благодаря бортовому компьютеру на основе искусственного интеллекта, обнаружение и распознание объектов происходит в режиме реального времени, а во время полёта используется видеонавигация, которая минимизирует последствия радиоэлектронной борьбы и обеспечивает выполнение полёта в режиме полного радиомолчания. Сканирование подстилающей поверхности позволяет получить полную информацию о количестве и качестве интересующих объектов в районе с картиной изменения рельефа. На основе разведданных полученных с БПЛА можно судить о перемещение техники и живой силы противника, а так же определять месторасположение его средств ПВО и РЭБ.
Технические характеристики ZALA 421-16Е5 HD
Максимальная взлетная масса: 29,5 кг
Максимальная масса целевой нагрузки: более 5 кг
Размах крыла: 5 300 мм
Тип двигателя: Электрический
Продолжительность полета: более 6 ч
Дальность связи (по видео): более 150 км
Высота эффективного применения: от 500 до 5 000 м
Максимальная высота полета: 5 000 м
Скоростной диапазон: от 65 до 110 км/ч
Тип запуск: пневматическая пусковая установка на базе прицепа
Тип посадки: парашют, воздушный амортизатор
Диапазон рабочих температур: от -40°С до +50°С
Допустимая скорость ветра: 15 м/с
Навигация: ИНС с коррекцией СНС, двойной радиодальномер, альтернативная навигационная система ZALA, видеонавигация (ВНС)
Если ZALA 421-16E5G выполняет чисто разведывательные функции, то новый беспилотник, разработанный КБ "Сокол", может производить не только разведку но и атаковать противника бомбами и ракетами воздух-земля. 21 декабря 2021 года Министерство обороны РФ заявило об окончании испытания БПЛА «Альтиус-РУ». Сообщается, что новый разведывательно-ударный беспилотник сможет без помощи человека-оператора самостоятельно прокладывать маршрут до цели или заданного района патрулирования в обход зон ПВО вероятного противника, а также обнаруживать и атаковать важные наземные цели: пусковые установки ракет, узлы связи, штабы. «Альтиус-РУ» со взлетной массой 6 тонн, может нести до 2 тонн полезной нагрузки. Фактически это самый тяжелый БПЛА в России. Но важно не просто отправить БПЛА на тысячи километров, но и иметь постоянное управление над ним. В «Альтиус-Ру» это достигается применением аппаратуры инерциальной спутниковой навигации, высокоточной радиолокационной системы с АФАР бокового обзора и системы автоматического управления. Для этого на дрон устанавливается бесплатформенная инерциальная навигационная система БИНС-СП-2 которая полностью автономна и не требует передачи или получения внешних сигналов от спутников или наземных станций, для определения точных координат и параметров движения БПЛА. В настоящее время БИНС-СП-2 устанавливается только на Су-35, что позволяет им ориентироваться в пространстве в любое время суток и в любую погоду. Для дрона ранее закупались турбированые дизельные двигатели мощностью 500 л. с. из Германии и имеется документация на их изготовление, но Россия хочет применить свои двигатели ВК-800-В. В этом случае их мощность вырастет до 800 л. с. Беспилотники смогут покрывать значительные расстояния на высотах до 12 000 метров на скорости до 200 км/час.
- крейсерская скорость — 150—250 км/ч;
- потолок — 12000 м;
- полезная нагрузка — 1000 кг (у гражданской версии 2000 кг);
- взлётная масса — до 5000 кг (7000 кг у гражданской версии);
- дальность полёта — до 10 000 км;
- продолжительность полёта — 48 часов;
- длина — 11,6 м;
- размах крыла — 28,5 м;
- размах оперения — 6 м.
В настоящее время проводятся испытания «Альтиус-РУ» на применение различных боеприпасов и не только простых авиационных бомб. А он способен без проблем доставлять к месту назначения две ФАБ-500.