Вы знали, что ГАЗель — не первый отечественный малотоннажный грузовик? Несмотря на то, что сложно себе представить времена, когда этих юрких автомобилей еще не было на дорогах, до появления ГАЗели существовало множество разработок в этом классе.
ЕрАЗ-762
В 1966 году Ереванский автомобильный завод запустил производство цельнометаллических фургонов автобусной компоновки, являвшихся упрощенными версиями микроавтобусов РАФ-977.
ЕрАЗ-3730
В 1967 году НАМИ приступил к длительной разработке преемника ЕрАЗ-3730 — фургона, производство которого началось лишь в 1980 году. Этот модель отличалась вместительным кузовом, небольшим капотом, сдвижными боковыми дверями и двигателем мощностью 85 л.с.
НАМИ-0267
В 1983 году правительство страны поручило НАМИ разработать новое семейство 1.5-тонных развозных грузовиков. В 1984-1985 годах были созданы первые два прототипа НАМИ-0267, характеризующиеся цельнометаллическим кузовом и увеличенной высотой кабины.
Новые прототипы использовали классическую полукапотную компоновку и задние двухскатные колеса небольшого диаметра. Под капотом располагался экспериментальный 70-сильный 4-цилиндровый дизельный двигатель собственной разработки.
НАМИ-3305
Параллельно был разработан прототип 1.7-тонного унифицированного бортового грузовика НАМИ-3305. Его алюминиевая платформа имела длину 3.5 м, колесную базу 3.2 м, а максимальная скорость достигала 110 км/ч.
УАЗ-НАМИ
Третий вариант НАМИ-0267 разрабатывался совместно с конструкторами Ульяновского автозавода. Прототипы отличались вентиляцией грузового отсека и смещенной вперед передней осью. После передачи всех работ в Ульяновск, фургон стал называться УАЗ-НАМИ и в 1990-е годы был представлен на ВДНХ.
УАЗ-3727
Ульяновский автозавод разработал версию фургона с 2.4-литровым итальянским дизелем IVECO мощностью 77 л.с. Было изготовлено несколько опытных образцов, которые прошли испытания в южных регионах.
КиАЗ-3727
Планировалось начать производство УАЗ-3727 под наименованием КиАЗ-3727 на строящемся заводе в Кировабаде. Однако начавшийся Карабахский кризис остановил строительство завода, и выпуск фургонов КиАЗ так и не был запущен.
БАЗ-3778
Столкнувшись с неудачей с заводом КиАЗ, ульяновские специалисты обратили внимание на Брянский автозавод, который к концу 80-х потерял основные оборонные заказы и был готов к экспериментам. Для разработки модели 3727 была привлечена небольшая британская компания IAD, которая в 1988 году создала более эффектный внешний вид и выпустила первые прототипы.
Первой моделью стал цельнометаллический фургон с односкатной задней ошиновкой, получивший индекс БАЗ-3778. Он комплектовался советским 92-сильным двигателем УМЗ и пятиступенчатой коробкой передач. Производство фургонов в России началось лишь в 1993 году, уже после распада СССР.
БАЗ-3738Д
К началу производства в Брянске было разработано целое семейство автомобилей с усиленной конструкцией. Обновленная модель получила дополнительную букву "Д" в индексе. Наиболее массовыми стали фургоны с односкатной задней ошиновкой и низкой крышей.
БАЗ-3782Д
Помимо этого, в модельный ряд входили 11-кубовые фургоны с повышенной высотой крыши: 3782Д с односкатной ошиновкой и 3782ДС — с двухскатной.