Шалаш, юрта, хижина, изба, землянка, бунгало… На самом деле типов жилищ, пришедших к нам с древних времен не так уж много. Но каких только названий не придумали люди для своих домов! И вариаций традиционных жилищ у народов мира встречается неисчислимое множество. Собрала практически все, однако статьи будут пополняться по мере моего продвижения по теме.
Дарбази
Дарбази (დარბაზი — груз. «зал; большое собрание», от перс.: darvāze [дарбас] — «двор знати при царе») — полуподземное жилище с деревянной ступенчатой крышей, встречающееся в юго-восточных районах Грузии (Месхетия). По описанию очень похоже на армянский глхатун. Даже картинки можно спутать.
Строили дарбази обычно на косогорах, чтобы удобнее было «вкопаться в ландшафт». Пол оставался земляным. Капитальные стены сооружали по периметру, обычно более метра толщиной. Их делали из грязевого раствора, в некоторых районах туда добавляли известь.
Деревянную крышу из крупных балок сложной куполообразной конструкции выкладывали под углом 45° и крыли в несколько слоев: сначала тонкий сланец, потом ветки (этот материал из всех древесных наиболее устойчив к гниению), сверху выравнивали слоем земли. Крышу могли поддерживать стены, а могла для этих целей возводиться внутри дома независимая деревянная конструкция. Сама крыша имела более пологий и менее пологий варианты, это зависело от местности и материального достатка семьи.
Центральная часть дарбази служила для ритуальных целей, по краям располагались помещения для сна, для содержания скота и для хранения припасов.
Дарбази хорошо сливались с ландшафтом, что помогало не только прятаться от турецких набегов, но и уменьшать последствия от землетрясений — дом двигался вместе с землей. Эти жилища располагались очень тесно друг к другу, переплетались между собой, создавая целые подземные сети деревень.
Архитекторы отмечают, что тип жилищ с тысячестроем (ступенчатой крышей, в быту именуемой короной или ласточкиным гнездом) встречается не только в Грузии, но и на всем Южном Кавказе и в Западной Азии — от Центральной Анатолии до Памира (см. глхатун, карадам). Подобные дома были характерны для высокогорных, засушливых и холодных регионов. Этому типу построек пять тысяч лет, и сооружались они вплоть до начала XX века.
«Дома здесь были подземные, с верхним отверстием наподобие отверстия колодца, но широким внизу. Впуски для скотины были вырыты в земле, а люди спускались вниз по лестнице». (Ксенофонт, «Анабасис», V век до н. э.)
Единичные экземпляры сохранились до наших дней. По крайней мере в Грузии позаботились о сохранении древности, создав музейный этнографический комплекс под открытым небом в парке Ваке в Тбилиси.
Дёрновый дом, торфбайр (torfbaeir)
Исландия для нас прочно ассоциируется с дерновыми домиками. Традиция их строить зародилась в IX-X вв. Некоторые из них сохранились и по сей день, ведь еще в 1890 году, как утверждает статистика, свыше 87% населения Исландии жило в дерновых домах сельской местности. В них было тепло, и они не привлекали лишнего внимания.
Поначалу, на момент заселения, Исландия не испытывала дефицита дерева, более 30% территории было покрыто лесами, преимущественно березняком. Из него начали активно строить дома и, не думая о будущем и об экологии, таки довели количество древесины до критически малого уровня.
Вот и пришлось тогда искать новые идеи для строительства в суровом климате. Благо на территории, ныне именуемой Норвегией, уже использовали дерн при строительстве домов, а большинство исландских поселенцев явились, как утверждают историки, именно из тех краев. Изобретать велосипед не стали, а использовали проверенный способ, тем более что недостатка в подходящем дерне в Исландии не было.
Так и появилась технология строительства исландских дерновых домов, которые известны гораздо больше, чем норвежские. В качестве фундамента выкладывали большие плоские камни. На них ставили деревянный каркас (на него не требовалось много древесины), а затем покрывали его в несколько слоев (в два и больше) дерном, укладывая елочкой, чтобы обеспечить хорошую теплоизоляцию. Из дерева также делали двери и дверные проёмы, мастера украшали их узорами по индивидуальному заказу. Богатые семьи могли себе позволить каменные или деревянные полы.
Половину дома использовали как жилую зону, в другой, как было принято почти у всех народов, содержали домашний скот. Единственным отапливаемым помещением была общая большая комната baðstofa, в переводе что-то вроде «ванная-гостиная». Она же служила и спальней.
Кто-то называет эти дома газонными или торфяными, но преимущественно принят термин дёрновые.
Джагга
Этим словом называют земледельческий и скотоводческий народ группы банту (самоназвания чагга, вачагга, вапарре) на северо-востоке Танзании; и территорию, на которой они проживают (Джагга Джагга); и язык этого народа. Джагга, если верить переводам, — это и традиционная плетеная хижина, которую строят танзанийцы, живущие вблизи Килиманджаро.
Джакал (жакал)
Джакал (от ацтекск. xacalli, сокр. от xamitl calli; букв. — «хижина») — традиционное глинобитное жилище, распространённое на юго-западе США и в Мексике. Коренные жители Северной и Южной Америки строили такие дома до колониального периода, а потом этот тип жилища освоили и европейские поселенцы в Техасе и Латинской Америке.
В землю вбивались близкорасположенные тонкие столбы и соединялись веревками — получался двойной каркас, предусматривающий толстые стены. Потом пространство между двумя рядами столбов забивали глиной, смешанной с травой. Снаружи стены иногда обкладывали камнями. Крыша сооружалась из жердей, скрепленных глиняно-грязевым раствором.
Динь
Общинные здания в сельской местности во Вьетнаме. Изначально служили местом для отдыха. Позже динь стали использовать как место встречи жителей деревни для собраний и поклонения духам-покровителям общины. С XVI века — для проживания главы поселения и его семьи.
Основой при строительстве динь служил деревянный каркас, который устанавливали на кирпичное основание. Иногда материалом для самого здания служил кирпич.
Обычно внутри одноэтажного динь предусматривалось 5-7 помещений: большой зал для собраний и празднеств; комната поменьше — с алтарем и троном духа-покровителя; несколько помещений для гостей, поскольку в доме обычно размещали служителей культа и начальство из других общин. Как вариант, динь строили в виде двух зданий: прямоугольного — для собраний и церемоний, Т-образного — для святилища.
Из-за жаркого климата крышу, двускатную или четырехскатную, делали высокой (до 2/3 здания), часто в два яруса, с коньками, с большим выносом, что больше затеняло помещения и таким образом обеспечивало прохладу. Крышу украшали двумя драконами, символами инь и ян, поклоняющимися луне, расположенной в центре. На коньках по краям крыши располагались разные мифические существа.
Входные двери искусно украшали и устанавливали со всех четырех сторон. Кроме того, имелся длинный ряд раздвижных дверей, которые открывали по праздникам, тогда внутри становилось наконец светло, потому что окон в динь предусматривался минимум. Высокие позолоченные колонны делили большой зал на несколько нефов. Их покрывали лаком и украшали богатой резьбой по дереву. Колонны сооружались как внутри, так и снаружи.
Динь охраняли скульптуры львов или мифических животных нге. Они располагались или на высоких столбах у ворот или у входа в здание.
Цвета при окраске здания преобладали те же, что и в одежде служителей культа и чиновников в данной общине. На территории Вьетнама существовала концепция пяти цветов (красный — праздничный, желтый — императорский, черный — цвет ученых-конфуцианцев, сине-зеленый — молодежный и девичий, белый — траурный). Чиновники разных рангов имели нашивки с цветом, соответствующим рангу.
Религия во Вьетнаме разномастная: от культа предков до буддизма, его местного варианта хоахао и нового (существует с начала ХХ века) синкретического верования типа каодай (христианство+буддизм+даосизм). По информации БРЭ, после Августовской революции 1945 года многие динь были заброшены и разрушены. С 1990-х их стали восстанавливать как историческое наследие страны. Сейчас динь используются только как храмы вьетнамской народной религии с поклонением тхан — духам. А большинство верующих (их в стране в принципе не так много) исповедует буддизм, поэтому место динь заняли пагоды.
До́бо
Это традиционное плетеное жилище индонезийского кочевого племени папуасов короваи, самоназвание колуфо (племя имеет свой язык и насчитывает около 3 тысяч человек). Хижины добо ни с чем не спутаешь — они строятся среди болотистых джунглей на деревьях или на сваях высотой от 6 до 30 метров.
Поднятое высоко над землей жилище служило хорошей защитой его обитателей от нападения хищников и людоедствующих, как и сами хозяева, соседей. Первоначально добо строили на деревьях. Жердевую платформу привязывали к ветвям, потом сооружали плетеные стены и подводили двускатную крышу. Строителям надо было обладать завидной ловкостью и легкостью, ведь сооружение на такой высоте было весьма шатким. Понятно, что в таком жилище хозяева не страдали скопидомством — баланс легко нарушить даже при небольшом перегрузе. Из мебели — только пальмовые листья, заменяющие кровати.
У добо два пола: один, нижний, из саговой коры, на нем расположен очаг для варки пищи (точнее два очага: мужской и женский), второй пол — пальмовый настил, на котором спят. Для защиты от змей и хищников в сваи втыкались длинные колючки. Взобраться к дому можно только по стволу сагового дерева с засечками в виде маленьких ступенек или по длинным лестницам, связанным из жердей. Каждый выход из подобного дома — явно отличная тренировка для опорно-двигательного аппарата до глубокой старости.
Когда соседей-людоедов заметно поубавилось, а многие дикие животные оказались достаточно проворными, чтобы подбираться к жилищу по стволу, индонезийцы стали предпочитать свайный вариант добо, хотя, как правило в центре все равно домик крепится на ствол дерева, у которого отрубают все ветки. А дальше технология та же: на сваях, вбитых в землю вокруг подготовленного ствола, размещают площадку из жердей, делают весьма условные стены, тоже из жердей, крышу кроют пальмовыми листьями. Все детали соединяются с помощью подручного материала — лиан.
Такое жилище неплохо защищает короваев не только от хищников, но и от «призрачных демонов» (бледнолицых с огненными палками). Если чужак или злой дух и решится подниматься по лестнице, жилище начнет раскачиваться. Кроме того, на земле вокруг жилища папуасы делают «следовую полосу»: разбрасывают сухие ветки, которые призваны сигнализировать о приближении врага. Каждый клан короваев строит целые деревни из таких добо.
«Чтобы задобрить духов в трудные времена, колуфо приносят в жертву свинью. Это самое дорогое, что у нас есть. Мы не разводим свиней. В лесу мы охотимся на диких кабанов, а их детенышей подбираем. Молочных поросят женщины выкармливают грудью, как своих детей. Потом свиньи фактически становятся членами семьи. Их-то мы и приносим в жертву духам…
Женщина, собираясь рожать, должна уйти из дома в лес. Рожать на дереве нельзя. Муж строит ей маленькую хижину в лесу. Спустя месяц после родов женщина с младенцем может вернуться в общий дом…
Когда колуфо умирает, родственники оплакивают покойника один день, и на следующее утро вся семья покидает дом, оставляя его вместе с запасами еды — духу умершего. Колуфо строят новое жилище в другом месте в пределах родовой территории…
Мы переходим на другую территорию, только когда истощается лес, дающий нам пропитание… Один раз в году, когда идут большие дожди и пищи достаточно, несколько соседних деревень встречаются на празднике саговых личинок. Для этого строится большой дом на земле». (Старейшина клана Силан Синдек, журнал «Вокруг света» № 11, 2017)
В добо могут проживать достаточно большие семьи, до дюжины человек. На ночь наверх поднимают и домашних животных, правда, я плохо себе представляю, как это удается поднять, например, домашнего кабанчика🐷
Эти шалаши так хорошо маскировались, что первая научная экспедиция смогла вступить в контакт с короваями только в 1970-х годах. Тогда-то бедолаги, у которых вся жизнь связана с деревьями (они справедливо называют себя хозяевами леса), и узнали о существовании других цивилизаций на планете.
Дяолоу
Дяолоу (Diao — «камень», lou — «башня, крепость») — одно из самых известных китайских жилищ. Такие многоэтажные дома-крепости, совмещающие в себе традиции китайской и западной архитектур, начали строить на юге Поднебесной на закате правления династии Мин (примерно в первой половине XVII вв.). Дома эти кажутся слишком шикарными для китайской сельской провинции.
Действительно, дяолоу удивительны. Это высокие каменные особняки с толстыми стенами, маленькими окнами-бойницами и куполами, балконами и коваными дверьми и ставнями, внутри — колонны в римском стиле и изысканная мебель. В стенах дяолоу прятались всей деревней во время вооруженных набегов разбойников (Китай на протяжении нескольких столетий был мировым лидером по количеству ОПГ), а в каменных бочках на крышах нагревали растопленное масло и плавили свинец, чтобы вылить все это на головы бандитов.
Насчет дороговизны дяолоу для сельских жителей и элементов западного колониального архитектурного стиля есть версия, что их строили релоканты, вернувшиеся с Запада с большими деньгами и желающие заручиться поддержкой односельчан. Вообще-то официально выездными китайцы стали только в XIX веке. Но как раз южане, особенно кайпинцы, позволяли себе отправляться на заработки на североамериканский континент еще в XVI веке. Конечно, китайские гастарбайтеры, кроме выполнения работ на кухне и торговли, в том числе строили дома и золотишко мыли. Так что домой самые удачливые и проворные действительно могли возвращаться с длинным американским рублем и умением строить дома в готическом и даже османском стиле.
Дяолоу делят на несколько типов: личные дома-крепости, фортификационные сторожевые посты, пожарные вышки, общественные крепости (их строили как убежища всем поселением) с комнатами для длительного проживания каждой семьи. Общественные дяолоу строили в центре деревни, чтобы в случае опасности каждый житель имел шанс добраться до убежища. Хотя эти «небоскребы» имели преимущества и в мирное время: сверху удобно наблюдать за пастбищами и рисовыми плантациями.
После того как династия Мин пала и началась относительно спокойная жизнь, необходимость в крепостях-небоскребах отпала — с середины XVII и до начала прошлого века дяолоу не возводились. В ХХ веке в Китай стали возвращаться с большими деньгами официальные мигранты, что не могло не вызвать нового всплеска организованной преступности. Пришлось снова браться за старое. Вспомнили технологии строительства дяолоу, добавив новые материалы — кирпич и бетон. Появились новые элементы: крыши, напоминающие пагоды, купола, как на мечетях, и арки. Некоторые из этих сельских домишек насчитывали уже до 10 этажей.
Из почти трех тысяч построенных китайцами дяолоу до наших дней дожили около 1800. Все они охраняются государством. Часть из домов приспособили под атмосферные отели. В Кайпине, провинция Гуандун, расположен самый известный комплекс домов-башен дяолоу, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Получилась очень большая статья, но тем более вы заслужили небольшой бонус:
Продолжение следует.
Автор: Софья Мулеева
Все статьи из этой серии в подборке «Энциклопедия жилищ».
Подписывайтесь на «Словесный бардачок», если хотите больше знать о книжных и киноновинках, культуре речи, истории русского языка, заковыристых правилах и редактировании художественных текстов.