16 февраля 1986 года в заливе Шекспира в архипелаге Новой Зеландии потерпел крушение один из самых современных круизных теплоходов СССР – "Михаил Лермонтов". На борту судна кроме 372 членов экипажа было 328 пассажиров, все без исключения… австралийские пенсионеры.
На первый взгляд это выглядит довольно странно – советский лайнер на другом конце света исключительно с иностранными пассажирами на борту. Однако для помнящих те времена, вряд ли найдётся что-то удивительное…
В 1970-х, когда Советский Союз погрузился в застой, традиционные круизы стали постепенно уступать место плаваниям, которые иронически настроенные граждане прозвали "круизами в никуда". Лайнер с советскими туристами выходил из порта и следовал к экватору, старательно держась на приличном расстоянии от капиталистических берегов.
Еще более уныло стало в 80-х. КПСС решила, что гражданам СССР вовсе не обязательно странствовать по белу свету – для удовлетворения интереса к жизни в других странах вполне достаточно замечательной передачи "Клуб путешественников". А отечественные лайнеры пусть зарабатывают валюту, обслуживая иностранных туристов. Именно этим и объясняется состав пассажиров "Михаила Лермонтова".
Спустя десять дней после выхода из порта Сиднея советский лайнер взял на борт лоцмана Дональда Джеймисона. Считается, что он и стал виновником крушения: проходя мимо мыса Джексон, судно дважды задело подводную скалу на большой скорости.
Повреждения были настолько серьёзны, что капитан решил выброситься на мель в заливе Порт-Гор. Однако не получилось – вода затопила электрику, дизели заглохли, и "Лермонтов" до мели не дотянул. Пассажиров успешно эвакуировали, их подобрали два иностранных судна, оказавшиеся поблизости. Спустя 20 минут после эвакуации судно пошло на дно.
"Балтийское морское пароходство", которому принадлежало судно, подало в международный суд, обвинив в произошедшем власти порта Пиктон и лоцмана Дональда Джеймисона.
Суд частично признал обвинения справедливыми и обязал порт выплатить судовладельцу $2,75 миллиона, хотя советская сторона требовала компенсации в 4 раза больше. Ну а сам корабль поднимать не стали.
Сейчас "Михаил Лермонтов" лежит на дне - на глубине около 38 метров. Небольшая глубина стала причиной того, что затонувший лайнер стал вожделенным объектом для дайверов. Однако это не совсем безопасное развлечение. Известно по меньшей мере 3 случая, когда погружения заканчивались трагически. Так, "Михаил Лермонтов" стал ловушкой для любителей глубоководных путешествий… А ещё теперь это один из самых таинственных объектов на глубине. "Перца" добавляет тот факт, что корабль, по сути, был советским.