Найти тему
Из жизни

Загадочная история "Михаила Лермонтова": Лайнер затонул у берегов Новой Зеландии и превратился в ловушку

Вот он - красавец "Михаил Лермонтов", который, к сожалению, катал не наших, а чужих туристов.
Вот он - красавец "Михаил Лермонтов", который, к сожалению, катал не наших, а чужих туристов.

16 февраля 1986 года в заливе Шекспира в архипелаге Новой Зеландии потерпел крушение один из самых современных круизных теплоходов СССР – "Михаил Лермонтов". На борту судна кроме 372 членов экипажа было 328 пассажиров, все без исключения… австралийские пенсионеры.

На первый взгляд это выглядит довольно странно – советский лайнер на другом конце света исключительно с иностранными пассажирами на борту. Однако для помнящих те времена, вряд ли найдётся что-то удивительное…

В 1970-х, когда Советский Союз погрузился в застой, традиционные круизы стали постепенно уступать место плаваниям, которые иронически настроенные граждане прозвали "круизами в никуда". Лайнер с советскими туристами выходил из порта и следовал к экватору, старательно держась на приличном расстоянии от капиталистических берегов.

Корабль и по сегодняшним меркам особенный...
Корабль и по сегодняшним меркам особенный...

Еще более уныло стало в 80-х. КПСС решила, что гражданам СССР вовсе не обязательно странствовать по белу свету – для удовлетворения интереса к жизни в других странах вполне достаточно замечательной передачи "Клуб путешественников". А отечественные лайнеры пусть зарабатывают валюту, обслуживая иностранных туристов. Именно этим и объясняется состав пассажиров "Михаила Лермонтова".

Спустя десять дней после выхода из порта Сиднея советский лайнер взял на борт лоцмана Дональда Джеймисона. Считается, что он и стал виновником крушения: проходя мимо мыса Джексон, судно дважды задело подводную скалу на большой скорости.

Так "Михаил Лермонтов" тонул.
Так "Михаил Лермонтов" тонул.

Повреждения были настолько серьёзны, что капитан решил выброситься на мель в заливе Порт-Гор. Однако не получилось – вода затопила электрику, дизели заглохли, и "Лермонтов" до мели не дотянул. Пассажиров успешно эвакуировали, их подобрали два иностранных судна, оказавшиеся поблизости. Спустя 20 минут после эвакуации судно пошло на дно.

"Балтийское морское пароходство", которому принадлежало судно, подало в международный суд, обвинив в произошедшем власти порта Пиктон и лоцмана Дональда Джеймисона.

Суд частично признал обвинения справедливыми и обязал порт выплатить судовладельцу $2,75 миллиона, хотя советская сторона требовала компенсации в 4 раза больше. Ну а сам корабль поднимать не стали.

Вечная гавань "Михаила Лермонтова". Сонарный снимок теплохода на дне залива. National Institute of Water and Atmospheric Research
Вечная гавань "Михаила Лермонтова". Сонарный снимок теплохода на дне залива. National Institute of Water and Atmospheric Research

Сейчас "Михаил Лермонтов" лежит на дне - на глубине около 38 метров. Небольшая глубина стала причиной того, что затонувший лайнер стал вожделенным объектом для дайверов. Однако это не совсем безопасное развлечение. Известно по меньшей мере 3 случая, когда погружения заканчивались трагически. Так, "Михаил Лермонтов" стал ловушкой для любителей глубоководных путешествий… А ещё теперь это один из самых таинственных объектов на глубине. "Перца" добавляет тот факт, что корабль, по сути, был советским.

Книги
3507 интересуются