Найти тему
МК

Сказки дядюшки Трампа: обещания «скорого мира на Украине» стоят меньше чем ничего

Правду о реальных намерениях стран Запада говорят совсем другие люди

В ходе предвыборных дебатов с Камалой Харрис Дональд Трамп снова пообещал разрешить украинский конфликт за условные «пять минут» - после своего избрания президентом США, но до своего вступления в должность. И «предание» не «свежо», и верится в него с трудом — да что там «с трудом», не верится совсем. «На мой взгляд, для нас важнее всего положить конец конфликту и достичь соглашения, согласовать сделку. Мы должны положить конец уничтожению человеческих жизней» - приятно, конечно, что из уст потенциального американского лидера звучат такие обещания. Но «приятно» - это не политическая, а эмоциональная категория. Вся позитивная для России риторика Трампа — это всего лишь политический шоу-бизнес. А чтобы составить исчерпывающее представление о реальной сегодняшней (и боюсь, завтрашней тоже) политической линии Запада,  надо слушать даже не то, что говорит Камала Харрис. Достаточно внимательно выслушать то, что говорит гораздо менее высокопоставленный политик из другой страны НАТО — министр обороны Великобритании Джон Хили.

ФОТО: AP
ФОТО: AP

Выступление Джона Хили в палате общин, почти совпавшее по времени с дебатами кандидатов в президенты США: « Украинцам необходимо укрепить свою линию обороны на востоке и они будут пытаться удержать территорию в Курской области. Чем больше они будут удерживать Курскую область, тем слабее будет становиться Путин. Чем больше они будет удерживать Курскую область, тем более защищенной будет Украина». Дальше в своем выступлении Хили рассказывает о встрече западных военных лидеров с Зеленским на прошлой неделе в ФРГ и цитирует произнесенные на этом мероприятии слова министра обороны США Ллойда Остина: « Если Украина не свободна, то мир не безопасен». Желая произнести что-то не менее пафосное, чем его американский коллега, британский министр формулирует свою собственную «кричалку»: «Оборона Соединенного королевства начинается на Украине».

Объем сахаристого лицемерия на квадратный сантиметр текста, как говорится, зашкаливает. Но это снова эмоциональная, а не политическая оценка ситуация. Политическая оценка состоит в том, что здесь изложено то, что западные политические элиты думают на самом деле. Думают — и не перестанут думать в случае победы Дональда Трампа. Из этого, конечно, не следует, что результат американских президентских выборов не важен для России. В реальном мире все совсем не так, как в учебнике политологии. В реальном мире жесткая политическая детерминированность (среди республиканцев ненавистников России ничуть не меньше, чем среди демократов, а по степени своей интегрированности с «глубинным государством» - сообществом специальных служб — они и вовсе опережают однопартийцев Байдена и Харрис) соседствует с такими понятиями как фактор личности и фактор случайности.

Для России было бы идеально, если по итогам президентских выборов в ноябре Америка зациклилась бы на самой себе — на своих внутриполитических разборках, временно забыв о необходимости «постоянной и неизменной поддержки Украины». Помните, как было мило, когда республиканцы и демократы так увлеклись спорами о миграции и о прочих захватывающих внутренних вопросах, что посадили режим Зеленского на голодный паек? Но Москва не может строить свою стратегиях на надеждах на то, что нечто подобное повторится. Любая реалистичная стратегия России должна быть основана на признании реальности: то, что происходит внутри Украины, важнее результатов американских президентских выборов.

Конечно, полностью лишившись поддержки Запада, Киев долго не продержится. Но, как мы уже установили, такой вариант развития событий не находится на повестке дня. На повестке дня может быть только вариант, при котором Украина — или в результате серии военных поражений, или в результате накопления внутренней усталости — сама начнет шарахаться от такой западной «поддержки». Мол, не надо нам больше оружия и готовности «защищать Украину до последнего украинца». Дайте нам вместо этого возможность вернуться к мирной жизни! Но, насколько можно разглядеть из Москвы ( а из нее, будем честны друг с другом, видно довольно плохо), пока по-настоящему сильных подобных настроений на Украине не наблюдается. И это еще один дополнительный повод не доверять обещаниям Дональда Трампа о возможности скорого окончания конфликта. Знаменитые студенческие волнения в Париже в мае 1968 года проходили под лозунгом: «Будьте реалистами — требуйте невозможного!» Но в том положении, в котором Россия находится сейчас, «быть реалистами» означает четко понимать, что возможно на самом деле, а что — только в фантазиях Трампа.

Автор: Михаил Ростовский