Найти тему

Спектакль «Муть. Мухаджиры» по дилогии Махмуда Галяу. Театр им. Г.Камала (Татарстан, Казань).🔥

Спектакль номинирован на «Золотую маску» в 9 номинациях. Получил «Золотую маску» как лучший драматический спектакль большой формы.

Режиссер Фарид Бикчантаев шел к спектаклю 20 лет.

Художник-постановщик - Сергей Скоморохов.

Пластика - Нурбек Батулла.

Художник по костюмам - Марина Марьянич.

Композитор - Елена Шипова.

Художник по свету - Тарас Михалевский.

«Надо мной чтоб вечно зеленея Тёмный дуб склонялся и шумел…».

Эпос - это всегда возвращение в материнскую утробу, к народной вековой традиции и большим смыслам, которых так не хватает в современном мире. Я с благодарностью восприняла этот опыт встречи с национальным театром имени Г. Камала, который не приезжал на гастроли в Москву 6 лет. И вот традиция восстановлена, и спектакли национального театра Татарстана будут показаны на этой неделе на сцене Малого театра.

В центре эпического повествования Махмуда Галяу история мухаджир из Казанской губернии Российской империи, которые поехали искать землю обетованную в Турцию, оставив свою. Мухаджирами называют мусульман, которые ради спасения своей веры переселяются в другие страны.

Махмуд Галяу задумывал написать тетралогию «Кровавые метки», но ему удалось создать только две книги «Муть» и «Мухаджиры», которые он перевел на русский язык. Писатель был расстрелян, а его архив на татарском языке уничтожен.

Повествование строится как эпос, но приходит к утверждению экзистенциальных истин о ценности жизни, и ценности того, что человек имеет и чем жили его предки. Поэтому первая часть, рассказывающая об укладе и традициях татарского народа, проникнута теплом и поэзией. Картины покоса, чаепития после покоса, сватовства, сцены семейной жизни, народных праздников очень поэтичны и красочны.

Праздник в деревне! Фото автора.
Праздник в деревне! Фото автора.

На сцене представлена разнообразная утварь: кованые сундуки, самодельные ткацкие станки, самовары разных мастей, деревянная борона. Сестры главной героини Сажиды играют на кубызе - народном щипковом инструменте. Персонажи одеты в тканые народные костюмы. Нам показывают, как совершается сговор и свадебный обряд, как при этом одеты невеста и жених и как они оспаривают первенство в семье. Сплошное любованье!

Встреча Сафы в родном доме. На заднем плане пожилой Сафа. Фото автора.
Встреча Сафы в родном доме. На заднем плане пожилой Сафа. Фото автора.

Некоторые сцены вызывают улыбку, как, например, эпизод прихода первой жены Сафы, бездетной Сажиды, к отцу молодой девушки Хатиры, которую выбрала сама Сажида для своего мужа и которая должна по замыслу Сажиды родить ребенка. По законам шариата, мужчина мог иметь две жены.

Сажида и юродивый. Фото автора.
Сажида и юродивый. Фото автора.

Но есть сцены, которые невольно вызывают слезы. Так, герой Сафа мог бы и не жениться на любимой девушке Сажиде, ведь, кроме нее, в семье еще пять сестер, а ее отец Йусуф держится старых традиций и не дает согласия Сафе.

Сцена сватовства в доме Йусуфа. Фото автора.
Сцена сватовства в доме Йусуфа. Фото автора.

По обычаю того времени, замуж выдавали сначала старших дочерей. Только решительность Сажиды спасла ее от вечной девственности.

Сафа выбирает Сажиду. Фото автора.
Сафа выбирает Сажиду. Фото автора.

И какой горькой показана жизнь сестер Сажиды, обреченных из-за бедности на девственность и бесплодность.

Спектакль отражает и такие черты уклада татар, которые сейчас воспринимаются как жестокость: например, сноху татары называли собакой и свекровь с ней не церемонилась. Старую бабушку вернувшийся из армии Сафа находит в сенях, где она доживает свой век. Настоящей героиней показана Сажида. Она воплощает народный идеал: красавица, умница, на все руки мастерица, настоящая опора в семье. При этом именно Сажида уговорила мужа покинуть родину, чтобы избежать новых и новых несчастий и притеснений, но обернулся этот исход ее смертью и гибелью почти всех мухаджир.

В спектакле освещены страшные страницы истории татарского народа: голод в Поволжье, перепись населения, самоуправство царских чиновников, их зверства во время голода, насильственное принуждение татар к изменению веры по приказу Александра III.

Письмо русскому царю. Крик о помощи! Фото автора.
Письмо русскому царю. Крик о помощи! Фото автора.

И все-таки непонятной оказалась цель отъезда из деревни: благополучие или сохранение веры? Скорее всего, мухаджиры уехали в поисках лучшей жизни, но Турция не стала для них родиной. Родину они потеряли. В этом и состоит горечь, которая остается после спектакля.

Образ найденной чаемой земли показан сценически через невысокие ярко-зеленые деревца в горшках, которые держит в руках каждый мухаджир. Они буквально светятся в лучах прожекторов, а после смерти почти всех уехавших из деревни, деревца напоминают кладбищенский сад. Люди своими телами проросли на новой земле, и это все, что от них осталось.

Татары возделывают землю. Фото автора.
Татары возделывают землю. Фото автора.

Только Сафа возвращается домой, как и Григорий Мелихов из романа «Тихий Дон». Такова власть земли. «Как же татарину без лошади?» - восклицает один из героев, узнав, что в Турции не разводят лошадей.

 Деревня женщины (Сажиды).  Не осталось никого. Фото автора.
Деревня женщины (Сажиды). Не осталось никого. Фото автора.

Эпос всегда духоподъёмен, так как он утверждает большие ценности, важные не для одного человека только, а для всего народа. Горечь потери еще больше высвечивает идею сохранения связи с землей предков, а с другой стороны, показывает желание людей, вопреки всему, обрести счастье. По мнению юродивого Газиза агы, счастье относительно по сравнению с вековыми традициями. «Не живут, а счастья ищут», - говорит он о своих односельчанах.

И тем не менее спектакль не дает окончательного ответа, что такое счастье, а приглашает задуматься над этим вопросом зрителей. Слишком много людей в 20 и нашем веке потеряли свою землю, слишком силен пресс внешних сил против человека. В спектакле это показано через сценографию: красную двухъярусную конструкцию, похожую на строительные леса по периметру сцены. В конце спектакля она приходит в движение и настолько сжимает жизненное пространство людей, что они бросаются на железные стены и пытаются их раздвинуть.

Борьба за выживание на чужой земле. Фото автора.
Борьба за выживание на чужой земле. Фото автора.

Словом, эта история поднимается до библейской и становится обобщением о судьбе всех людей в современном мире. И эти деревца! Как же хрупка наша жизнь!

Браво режиссеру и всей постановочной группе!