«Не понимаю, что происходит с ребенком?… Наверно, это просто переходный возраст, или его обижают сверстники!». Когда ментальное состояние, поведение и успеваемость ребенка снижаются, родители зачастую подозревают в этом самые очевидные причины: влияние пубертата или травлю со стороны других школьников. Но, увы, еще одним фактором риска могут быть главные гаранты благополучия детей в период их пребывания в школе — учителя. Главный врач нашей клиники, психиатр и психотерапевт Василий Шуров объясняет, почему возникает травля со стороны учителя, в чем она может проявляться, — и как помочь своему ребенку в такой ситуации.
Как появляются токсичные учителя?
Травля со стороны учителя, или педагогическое насилие — это пренебрежение потребностями ученика, нарушение его личных границ и применение к нему психологического или даже физического насилия со стороны учителя.
Разумеется, глупо считать, что какие-то учителя жестоки к детям, просто потому что они «плохие люди». Зачастую такое поведение со стороны педагога имеет свои предпосылки и цели.
Укрепление авторитета и образовательные результаты. Многие учителя выбирают насилие как метод укрепления своего авторитета в глазах учеников. Повышенная строгость и жестокость по отношению к ученикам в этом случае оправдывается потребностью в дисциплине и достижением нужных рабочих показателей.
Да, дети меня боятся, зато на моих уроках всегда железная дисциплина!
Да, я очень строга к детям, но зато у моего класса самая высокая успеваемость в параллели!
Повышенная нагрузка. Многие учителя также страдают от завышенных требований и ожиданий со стороны своего начальства и системы образования в целом. Повышенная рабочая нагрузка и связанный с нею стресс мешают адекватно оценивать ситуацию и регулировать свое поведение, заставляют выбирать самые легкие пути при выборе стратегии поведения с детьми.
Да меня обложили со всех сторон, я ничего не успеваю! И как тут быть спокойной?!
Низкая стрессоустойчивость и личные проблемы. Педагогическое насилие также может быть следствием нехватки навыков эмоционального самоконтроля и стрессоустойчивости на фоне личных психологических травм и нарушений. В этом случае преподавание становится особенно тяжелой задачей, ведь дети и подростки могут вести себя непредсказуемо.
Я просто не знаю, как с ними можно по-другому! Они жутко бесят!
Дети как триггеры. На фоне всех вышеперечисленных причин некоторые дети могут стать ключевой мишенью для токсичного педагога. Чаще всего это ученики, которые чем-то выделяются и становятся «триггером» для учителя: например, более громкие\эксцентричные или тихие\застенчивые, из более обеспеченной семьи и т. д.
Он ведет себя просто ужасно! Ненавижу этого ребенка!
Она такая наглая, и родители у нее такие высокомерные… Ненавижу эту девчонку!
Но понимание причин педагогического насилия не отменяет его недопустимости.
7 приемов токсичного учителя — признаки и последствия
В отличие от школьников, учитель — это взрослый человек, полноценная сформировавшаяся личность.
И эта личность оказывает огромное влияние на жизнь ребенка. Учитель — это второй (а иногда и первый) по значимости авторитет для ребенка, после его собственных родителей. И от учителя зависит очень многое.
- Оценки. В нашей образовательной системе оценки становятся основным показателем «успешности» ребенка. Оценки могут стать как предметом гордости и «задабривания» родителей, так и источником стыда и вины перед ними же, а также причиной травли со стороны сверстников.
- Самооценка. Отношение такой авторитетной фигуры, как учитель, во многом влияет на самооценку и самовосприятие ребенка, задает границы допустимого и правильного обращения с собой.
- Социальная среда. Поведение учителя также во многом определяет границы допустимого в детском коллективе. Если педагог как главенствующая фигура позволяет себе психологическое и физическое насилие в адрес учеников, дети копируют эту стратегию поведения в межличностном общении, считая ее приемлемой.
Поэтому учитель обладает значительной властью над жизнью ребенка — и, к сожалению, может злоупотреблять ею. Рассмотрим ключевые приемы педагогического насилия.
1. Невербальное насилие
Громкость и тембр голоса, мимика, позы и жесты — одни из ключевых инструментов коммуникации. С самого раннего детства в нас заложено внимательное отношение к ним. Повышение голоса и неприятный угрожающий тон, агрессивное выражение лица и угрожающая поза — все это мгновенно считывается нами как сигнал опасности.
И, казалось бы, почему бы не использовать такой удобный инструмент для поддержания дисциплины? Многие учителя так делают, это один из самых распространенных методов в работе с детьми… И это очень плохо.
Во-первых, агрессивная невербальная коммуникация как педагогический инструмент не формирует у детей искреннего уважения и доверительной связи с учителем. Вместо этого она порождает лишь страх и неприязнь, повышает уровень стресса у ребенка. Ребенок старается не проявлять себя, чтобы не вызвать угрозу в свой адрес. И в результате не станет обращаться к учителю с просьбой о совете в учебе или помощи в случае проблем со сверстниками.
Во-вторых, при частом использовании агрессивной невербалики как инструмента коммуникации она теряет свою силу. Дети могут перестать ее бояться, могут начать намеренно провоцировать педагога. А главное — в случае острой необходимости (при реальной угрозе жизни и здоровью учеников) этот важный инструмент может попросту не сработать так, как нужно. И дети окажутся в опасности.
2. Оскорбление личности
От невербального насилия переходим к вербальному. Прежде всего, это оскорбление ученика со стороны учителя.
В норме педагог должен уметь отделять действия ребенка от его личности.
Ты допустил ошибку в работе. Твое поведение недопустимо.
Но некоторые педагоги переносят все внимание с поступка на личность ученика.
Ты совсем дурак? Вот же безмозглый! Растяпа!
Так вместо стимула исправить ошибку или поведение ребенок получает установку «Я плохой! Я глупый!». В результате его самооценка снижается, а страх перед новыми упреками — увеличивается. На этом фоне ребенок становится более тревожным, замкнутым, — или нервным, задиристым. Это влияет и на успеваемость, и на поведение. В итоге проблема усугубляет сама себя.
3. Публичное унижение
Некоторые учителя считают, что «показательная порка» может быть эффективным стимулом для ученика. Поэтому, чтобы вызвать у него «терапевтическое» чувство стыда и вины, педагог унижает его перед всем классом при помощи сравнений с другими учениками, обесценивания и язвительных комментариев, создания обидных прозвищ.
Ну вы только посмотрите на него! Наш Олег как обычно!..
Что, снова забыла дневник? Маша-растеряша, а что ты еще забыла?!
Аня, ну вот что это такое?! Бери пример с Кати!
И ты считаешь, что это хороший результат?! Я ожидала от тебя большего, такое разочарование…
Но такой «воспитательный метод» подавляет самооценку, повышает уровень тревожности у ребенка, негативно сказывается на его учебных показателях и поведении. А еще это может стать причиной травли ребенка другими учениками, которые «подхватывают» поведение учителя.
4. Критика внешности
Еще одна форма педагогического насилия — это персональная или публичная критика внешних особенностей ученика:
- вес, конституция тела;
- черты лица;
- одежда и ее качество;
- прическа, цвет волос;
- аксессуары, макияж и другие способы самовыражения.
Да ты совсем задохлик, тебе бы на какой-то спорт…
Что, кость широкая? Надо больше физкультурой заниматься! Как можно себя так запускать?!
Ты бы свой острый нос лучше в учебники засовывала!
И куда это ты так вырядилась?
Чаще всего это не связано с учебой — учитель выбирает в качестве «жертвы» любого ученика, который вызывает у него личную неприязнь.
И такие комментарии особенно разрушительны для самооценки и опасны с точки зрения травли, потому что школьники особенно чувствительны к своему внешнему виду. Их тела и черты лица меняются на фоне полового созревания, что само по себе повышает уровень стресса. А малейшие особенности их внешности, одежды и аксессуаров становятся предметом активных обсуждений среди сверстников. Поэтому любые комментарии о внешности со стороны учителя крайне болезненны и могут привести к серьезным ментальным нарушениям.
Кроме того, обсуждение внешнего вида ученика напрямую влияет на его успеваемость. Для хорошей учебы ребенку нужно концентрироваться на предмете, ощущать мотивацию к учебе, чувствовать комфорт и безопасность. А язвительные комментарии вызывают тревожность, стыд и вину, мешают сосредоточиться на уроках.
5. Критика достатка
Поводом для травли ученика со стороны учителя также может стать благосостояние его семьи.
При этом такая проблема может коснуться любого школьника. Чаще всего это происходит, когда учитель не может напрямую обратиться к родителям для решения финансовых вопросов, и выбирает путь публичного унижения ученика. Или же в том случае, когда самого преподавателя по личным причинам задевает благосостояние семьи ребенка.
Все уже оплатили сборы, один ты остался!
Давайте все вместе скинемся Анечке на новые ручки, раз ее родители не могут себе позволить даже такую мелочь!
Значит, на новый год в Европу ездить у вас возможности есть, а вовремя сдать деньги — нет?!
Вы посмотрите на нее, как вырядилась! И Айфон последний! Ты кого тут пытаешься впечатлить?!
Такая критика серьезно задевает ребенка и часто становится причиной для травли со стороны всего класса. Более того, подобные нападки могут провоцировать семейные конфликты: когда ребенок не может напрямую сообщить родителям «постыдную ситуацию», но начинает испытывать к ним негативные эмоции.
Но еще более опасна ситуация, когда учитель начинает напрямую дискриминировать ребенка по финансовому признаку — вместо того, чтобы обсуждать этот вопрос на уровне бесед с родителями.
А ты на новую парту не сдал, так что ты один будешь сидеть за старой!
Если наша школа для тебя слишком дорогая, переводись в другую, мы тебя не держим!
6. Нарушение приватности ученика
Еще один признак психологического насилия со стороны учителя — прямое посягательство на приватную жизнь ученика. Преподаватель может публично обсуждать личную жизнь ребенка или обыскивать его вещи, зачитывать переписки в телефоне.
А вы почему опоздали?! Весь класс ждет, пока Даша с Мишей на перемене вдвоем нагуляются! Чем это вы там занимались?..
Да видели мы твои фотографии в социальных сетях! Там-то ты вся такая деловая, а как доходит до дела — так стоишь и краснеешь у доски, позорище!
А с кем это ты переписываешься! Нет, телефон я забираю. Сейчас мы всем классом почитаем, на что ты тратишь учебное время!
Открывай рюкзак, выворачивай карманы, — показывай, что ты там прячешь!
Мне тут стало известно, что есть тут у нас один ученик — *намек на конкретного ребенка*, — который плохо отзывается об учителях при своих родителях! У нас такой дружный класс, и я так сильно вас люблю, а тут такое…
Это не только серьезный удар по детской самооценке и повод для травли со стороны других детей, но и грубое нарушение личных границ. Принимая такое отношение к себе, ребенок начинает допускать подобные нарушения и в других сферах жизни, что подвергает его угрозам.
7. Неглект и физическое насилие
И, наконец, наиболее разрушительные для детской психики формы насилия со стороны педагога — неглект и физическое насилие.
Неглект — это обесценивание\игнорирование физических потребностей ребенка.
Не прикидывайся! Никакой медсестры, тебе не так уж больно! Снова будешь разыгрывать обморок?!
Нет, тебе нельзя в туалет! Потерпишь до перемены, нужно было успевать!
Физическое насилие — шлепки и подзатыльники, тряска ребенка, толчки и удары.
Ах ты негодяй, ну я тебе сейчас устрою! С вами по-другому нельзя, вы слов не понимаете!
Как и в случае с нарушением приватности, такое педагогическое насилие также грубо нарушает личные границы ребенка и делает его терпимым к насилию, а значит — уязвимым в отношении других взрослых-недоброжелателей.
Как защитить ребенка от токсичных учителей?
Методы защиты детей от педагогического насилия должны включать как профилактику, так и активные действия в моменте.
- Запрет на насилие в семье. Крайне важно, чтобы родители сами не допускали психологического и физического насилия в отношении ребенка. Ведь если подобное поведение поддерживается в доме, ребенок будет считать его нормой и со стороны других взрослых. Кроме того, если ребенок будет ощущать страх перед родителями, он никогда не признается им в противоправных действиях со стороны учителей.
- Доверие и близость. Важно создать для ребенка безопасную и доверительную среду в ваших отношениях. Он должен ощущать, что всегда может обратиться к вам со своими переживаниями, страхами и проблемами. А для этого важно искренне интересоваться его жизнью, уметь выслушать, не обесценивать его чувства и опыт и не отмахиваться от них.
- Знания о личных границах. Ребенок должен понимать, что никто — в том числе авторитетные взрослые — не имеет права нарушать его личные границы. Важно объяснить ему, что даже учителя не могут его оскорблять или унижать, толкать и бить, проверять его личные вещи без уведомления родителей и администрации школы. И если такое происходит — ему можно и нужно сообщить о нарушении своим родителям и школьной администрации.
- Наблюдение за ребенком. Важно внимательно относиться к тому, что происходит с ребенком, подмечать изменения в его поведении и успеваемости. Если ребенок стал нервным и раздражительным, подавленным или замкнутым, отказывается ходить в школу или прогуливает занятия, стал получать плохие оценки по одному или сразу всех предметам — важно с ним поговорить. При этом беседа должна состоять не из упреков и угроз, а из аккуратных вопросов и искреннего желания разобраться в корне проблемы.
- Спокойная оценка ситуации. Если ребенок жалуется на одного или нескольких учителей, важно разобраться в проблеме спокойно и без лишних эмоций. Нельзя ругать ребенка в признании и становиться на сторону учителя. Важно побеседовать с классным руководителем и администрацией школы, по возможности (например, через других родителей) с другими учениками. При этом важно помнить, что в травле могут быть замешаны и учитель, и другие ученики, поэтому возможно «покрывательство». Поэтому нужно учитывать личный опыт общения с педагогом, характер и особенности ребенка.
- Действия. Если травля со стороны учителя подтвердилась, попросите администрацию школы разобраться в вопросе. Если же вы видите, что руководство игнорирует проблему, или вы не смогли найти убедительных доказательств, но уверены в жалобах ребенка — есть смысл жаловаться в вышестоящие органы и перевести ребенка в другую школу.
А вы сталкивались с травлей со стороны учителей? Поделитесь своим опытом в комментариях!
Друзья! Если вы считаете, что ваш ребенок стал жертвой школьной травли, или вы подозреваете у ребенка психологические проблемы, ментальные нарушения — обращайтесь в наш центр.
Мы предоставляем полный спектр услуг:
- Консультации детского психолога, психотерапевта, психиатра;
- Детская и семейная психотерапия;
- Медикаментозная терапия;
- Физиотерапия;
- Создание индивидуального плана поддержки и безопасной среды под потребности ребенка.
Переходите по этой ссылке, чтобы подробнее познакомиться с нашими предложениями. Задавайте вопросы онлайн или по телефону — мы всегда с удовольствием вас проконсультируем.
И будьте здоровы!