Масштаб проблемы, по оценкам экспертов, выглядит так: одежда секонд-хенд продается в более чем 2,8 тыс. мест торговли и занимает приблизительно 35-40% рынка одежды в стране. Ежегодно в страну ввозится таких товаров на общую сумму около $60-80 млн.Данные Белстата говорят о том, что расцвет бизнеса секонд-хенд пришелся на 2019 год, когда в страну было ввезено 48,3 тыс. т такой одежды на общую сумму $87,3 млн. После просадки импорта в 2020 и 2021 годах до 44 и 41 тыс. т соответственно, в деньгах поставки оценивались в $59 и $62 млн. Таковы последние открытые данные о внешней торговле.Источник: БелстатВ то время как поставки секонд-хенда из стран СНГ/ЕАЭС составляли менее 1%, ввоз из стран ЕС составлял 97,5%. В частности, в 2021 году 4,7 тыс. т одежды секонд-хенд было поставлено из Польши, 3,8 тыс. т – из Литвы, 1,93 тыс. – из Нидерландов. Еще 2,33 тыс. т секонд-хенда поступило из Великобритании, а 25,8 тыс. т прибыли под грифом «Страна неизвестна».Менее масштабным был экспорт одежды секонд-хенд из Беларуси, достигший пика в 2018 году, когда отгрузки вышли на 15,5 тыс т, что в деньгах составило $11,07 млн. В предкризисном 2019 году экспорт бэушной одежды сократился в физическом объеме до 14 тыс. т, но подорожал до $16 млн.Источник: БелстатЧто за бизнес такой?Секонд-хенд классифицируется как объемная товарная позиция по ТН ВЭД ЕАЭС: «Одежда и обувь б/у», код 6309. В эту категорию попадает только одежда и обувь с признаками значительного износа, поставляемые навалом или в тюках, в мешках или аналогичной упаковке. Так что ввезти под видом секонд-хенда одежду с бирками, ценниками, сложенную ровными стопками, в упаковке не получится – конфискуют.Растаможивать бэушную одежду можно только в строго определенных пунктах таможенного оформления «Белтаможсервиса». При этом при ввозе взимается таможенная пошлина – 15% от таможенной стоимости, но не менее 0,18 евро/кг. Кроме того, импортеры платят ввозной НДС в размере 20% и таможенный сбор 50 рублей. Для сравнения: пошлины на новую одежду согласно ЕТТ – в основном 10-15%, но не менее 1,3–2,2 евро/кг.Успешность бизнеса с секонд-хендом невозможно объяснить динамикой роста благосостояния населения, реальных доходов и номинальных зарплат.В чем секретКак объясняют аналитики консалтинговой ThredUp в последнем отчете, 60% потребителей считают, что одежда из комиссионных магазинов «наиболее выгодна». Также среди причин, по которым покупатели выбирают одежду и обувь из секонд-хендов, – возможность найти «уникальные товары» и желание вести экологичный образ жизни. Кроме того, 38% респондентов заявили, что покупают подержанные вещи, поскольку только так могут позволить себе дорогую брендовую одежду.Читать по теме:«Родители не понимали, как можно за кем-то "донашивать"». Белорусы рассказали, почему закупаются в секонд-хендахВ 2023 году более половины опрошенных хотя бы раз покупали предмет одежды, бывший в употреблении. Среди них 65% – зумеры и миллениалы, то есть люди в возрасте от 12 до 43 лет. Причем 50% миллениалов и представителей поколения Z заявили, что в 2024-м будут еще чаще ходить в секонд-хенд-магазины. Активнее всего растут продажи в сегменте детской подержанной одежды: дизайнерские бренды объединяются с комиссионными площадками для перепродажи своих товаров в онлайн- или офлайн-магазинах.Источник: cf-assets-tup.thredup.comВ 2023 году глобальные продажи секонд-хенд-одежды выросли на 18% – до рекордных $197 млрд. Например, в США рынок подержанных вещей за год увеличился на 11%. Он оценивается в $73 млрд – то есть немногим больше объема белорусского ВВП.По прогнозу ThredUp, в 2025 году секонд-хенд займет 10% глобального рынка одежды, а к 2028-му продажи вырастут до $350 млрд и будут расти в 3 раза быстрее, чем общий мировой рынок одежды. Причем на онлайн-сегмент придется $40 млрд.Источник: cf-assets-tup.thredup.comНапример, в странах Европы секонд-хенд-шопинг уже перешел в онлайн: 63% потребителей, которые в прошлом году покупали бывшую в употреблении одежду, сделали это с помощью приложений или через сайт комиссионного магазина. Это на 17% больше, чем в 2022-м.В мире объемы онлайн-продаж секонд-хенд-одежды в 2023 году увеличились на 23%. При этом онлайн-площадки – все еще убыточный бизнес. Так, литовский маркетплейс Vinted зафиксировал убыток в размере €47,1 млн ($50,8 млн), несмотря на рост продаж на 51%. А лондонская компания Depop ушла в минус на £59,4 млн ($75 млн), в то время как прибыль составила £54,3 млн ($68,1 млн).Ожидается, что в 2023 – 2028 годах глобальный рынок подержанной одежды будет расти в среднем на 12%. При этом рост в России будет еще более бурным: на 25-30% в год, считает Fashion Consulting Group.На местном рынкеНа этом фоне заданного позитива ситуация в Беларуси выглядит пессимистичной. Постепенно становится понятно, что не все импортеры и розничные сети смогут сохранить свой бизнес. Об этом Myfin рассказали опрошенные участники рынка.Директор магазина «Зима Лето» Екатерина Ковалева рассказывает, что до сих пор весь товар шел из Европы и теперь свое будущее сложно прогнозировать.– Пока есть товар, будем работать. Полгода еще подержимся. А потом надо решить, будем ли закрываться, – говорит предпринимательница.Владелец магазина «Сави Премиум» Вадим Савицкий считает, что в назревающем кризисе остается только рисковать.– Сейчас последнее слово за поставщиками, они должны найти возможность продолжить привозить товар. У нас осталось пять партнеров. С момента открытия бизнеса мы уже третий раз стоим перед выбором, продолжать ли его. Последний раз в январе принимали решение еще побороться за рынок. Провели ребрендинг, сфокусировались на мужском ассортименте. И сегодня ждем реакции поставщиков.Собеседник уточняет, что сейчас они перешли на дешевые товары. И белорусская компания с этим не согласна, недорогие сборки (сборные грузы) не приветствуются, заказы делаются не на дешевый товар, а на продукцию хорошего качества. Конкуренты сейчас рассматривают варианты завоза товара через Казахстан. Но, по мнению Вадима Савицкого, это не лучшая идея, сам он дальше готов действовать по ситуации.– Хорошим вариантом видится уйти на обслуживание покупателей по предварительной записи, предлагая индивидуальный подход к клиенту. Сегодня на белорусском рынке остались только сетевые магазины секонд-хенд. Стало заметно, что часть магазинов закрывается, рассказывает бизнесмен.Он добавляет, что если в октябре логистика, как прогнозируется, еще подорожает на 15%, то автоматически подорожает весь товар.– Мы понимаем, что это будет чувствительно. Есть ли смыл продолжать этот бизнес, оценим еще раз месяца через полтора. Поскольку рынок секонд-хенда развивается в трех сегментах: эконом (ветошь), базовый и премиум (высшая цена, минимальный износ), предстоит понять, у какого сегмента остаются перспективы, – подытоживает Савицкий.Задача – выжитьПри любой погоде остаться на рынке намерена сеть магазинов «Эконом Сити». Директор сети Наталья Курик рассказывает, что уже сейчас заключает новые контракты и перестраивает логистику.– Рынок уже меняется. Ничего страшного после 2 октября не произойдет. В отношении России такие же ввели санкции еще год назад, и оказалось, что это не смертельно, бизнес адаптировался. И мы нацелены на то, чтобы сохранить бизнес, ведь у нас 1,5 тыс. сотрудников работает, в основном женщины. Велика ответственность – сохранить все рабочие места. Поэтому мы меняем схему работы.Подорожает ли наш товар, будет зависеть от логистики. Очевидно, что ввозить придется другими путями, мы их анализируем и видим, что фрахт всех других товаров дорожает. Поэтому для себя не исключаем такой вариант, – резюмирует глава компании.Что не учли в ЕСОфициальные оценки грядущих в октябре санкций ЕС в отношении подержанной одежды даны сдержанные. Официальный представитель МИД Анатолий Глаз отметил, что ЕС, «принимая решение о запрете секонд-хенда, не учел тот факт, что в Беларуси хорошо развита отрасль собственной легкой промышленности, товары которой не уступают мировым аналогам по качеству, имеют все необходимые сертификаты безопасности, а также реализуются по доступным ценам».
«Полгода еще подержимся». Что будет с магазинам секонд-хенда в Беларуси
10 сентября 202410 сен 2024
10
6 мин