Найти тему

В чём счастье тренера

Анастасия Игоревна Родионова в профессии уже больше 35 лет и для каждого из своих воспитанников старается стать не только наставником, но и другом. По случаю Дня физкультурника, который в этом году отмечался 10 августа, мы встретились с нашей героиней в редакции «Университетской газеты».

Наставники

— Анастасия Игоревна, как вы пришли в спорт?
— Я рано стала заниматься. Сначала художественной гимнастикой. Правда, как и любой маленький ребёнок, не особо понимая, для чего мне всё это нужно. Хорошо, что родители не давали расслабиться. К слову, я советую всем, что детям начинать нужно именно с гимнастики. Она воспитывает ловкость и гибкость. После у меня было плавание. Я даже прошла отбор в спецкласс. Но мы жили довольно далеко, родители работали и не могли меня провожать и встречать. Поэтому не срослось. Затем в мою жизнь пришла лёгкая атлетика. И осталась надолго…

— Какие у вас воспоминания о тренерах? Повлияли ли они на выбор вашего профессионального пути?
— Моим первым учителем физкультуры в школе был Владимир Андреевич Иванов. Это великий человек, который буквально влюбил меня в спорт. Уроки были во вторую смену, и мама с отцом сомневались, отдавать меня в секцию или нет, мол, поздно возвращаться. Тогда, только ради того, чтобы я занималась лёгкой атлетикой, Владимир Андреевич провожал меня домой по вечерам. Он был удивительным: организовывал различные походы, мероприятия. Благодаря ему выбор мной был сделан на всю жизнь. Мой тренер Василий Иванович Максаев был для меня примером во всём. Профессионал! Наверное, по количеству подготовленных мастеров спорта никто так и не превзошёл его. Очень жаль, что он так рано ушёл из жизни. Я тогда училась на четвёртом курсе Пензенского государственного педагогического института имени В. Г. Белинского. Когда тренера не стало, я решила завершить спортивную карьеру. Но судьба сложилась так, что после выпуска меня пригласили работать на кафедру физического воспитания. У нас был чудо-руководитель — Виктор Дунаев. Я всегда говорю, что когда ты меняешь один уровень на другой, становясь из студента преподавателем, очень важно, чтобы твой первый начальник был самым-самым. Для меня таким гуру стал Виктор Григорьевич. Его, к сожалению, тоже уже нет с нами. Мне сразу предложили вести секцию лёгкой атлетики. Так всё и закрутилось. Я счастлива, что до сих пор здесь и занимаюсь любимым делом.

Главное — всё!

— Что, на ваш взгляд, главное в работе тренера?
— Всё! Здесь нет ничего второстепенного. Мало заинтересовать, нужно научить тренироваться. Да и заинтересовать тяжёлым трудом, каким является спорт, — задача со звёздочкой. На кафедре я веду предмет «Основы юношеского спорта», там есть раздел о роли тренера в жизни юного спортсмена. Всегда говорю студентам, что самое главное — стать для начинающего спортсмена… нет-нет, ни мамой и папой, ни в коем случае... тем человеком, на которого он будет равняться. Но нужно учесть, что тренер начальной подготовки — это одно, а тренер высшего спортивного мастерства — совсем другое. Здесь уже безусловным приоритетом являются знания и постоянное стремление к саморазвитию.

— К вопросу о мотивации. Если тренер не является идеалом для спортсмена, наверное, больших результатов добиться трудно?
— Вы знаете, не совсем так. Я неоднократно проходила учебные тренировочные сборы в составе сборной команды России. Со мной рядом были великие Евгений Загорулько, заслуженный тренер, который подготовил немало олимпийских чемпионов, Екатерина Подкопаева — сама чемпионка мира, Наталья Ковтун — заслуженный мастер спорта и заслуженный тренер и многие другие. Мы общались на эту тему. Всё же мотивация для спортсмена — это его необыкновенное желание показать высокий результат. А мы, в свою очередь, знаем, как его привести к этому результату. — Как происходит «искра» между тренером и спортсменом? Одна из ваших самых результативных воспитанниц — чемпионка России Кристина Хорошева. Вы сразу разглядели в ней талант? — Умения углядеть и спрогнозировать важны. Хотя, говорят, делать прогнозы в спорте — неблагодарное дело. Развить способность до уровня таланта — вот основной профессионализм. Кристина Хорошева попала ко мне тренироваться, когда училась в 10-м классе лицея № 3. Она приехала из посёлка городского типа Башмаково Пензенской области. Мы вместе на протяжении 12 лет. Кристина для меня не просто ученица, она почти как дочь. Чуть больше года назад Кристина сама стала мамой двух прекрасных близняшек и счастлива в браке. Когда видишь, как твои воспитанники после окончания спортивной деятельности вступают в жизнь смело, создают семьи, это ничуть не меньшее тренерское счастье!

И кнутом, и пряником

— Кого из молодых легкоатлетов ещё можете выделить?
— Очень хочется отметить лаборанта кафедры «Физическое воспитание и спорт» Дениса Башкирцева, он тоже наш воспитанник. Студенты Анастасия Платонова и Глеб Куликов, которых тренирует Денис, недавно стали победителями первенства России среди молодёжи. Выпускник Юридического института, а сейчас тоже лаборант на кафедре «Физическое воспитание и спорт» Иван Ежов в прошлом году выполнил норматив мастера спорта, неоднократно попадал в финалы чемпионатов и кубков России. 18 августа он выступил на чемпионате России, который проходил в Екатеринбурге. У нас много достойных ребят, на которых мы возлагаем большие надежды. Одна из таких спортсменок — студентка 2-го курса историко-филологического факультета Ульяна Яшина. Сила её характера поражает. В прошлом году Ульяна сломала ногу, перелом был сложным — три месяца в гипсе, разработка через боль. В сентябре она вышла на дорожку и побила свой личный рекорд! — Кнутом или пряником — как чаще достигается успех? — И кнутом, и пряником, как в любом воспитательном процессе. По-другому нельзя! Добрый тренер — это не есть хорошо. Тренер должен уметь и спросить, и поблагодарить воспитанника.

— Методика тренировок. Есть ли стандарты или это тайное оружие каждого тренера?
— Велосипед давно изобрели, и в дальнейшем он только совершенствуется. Так и в спорте. Есть прекрасные книги, учебники по лёгкой атлетике, которыми я часто пользуюсь, они у меня все в закладках. Изучаем и новые подходы, методические рекомендации, делаем выводы, что применимо, а что нет. Ведь план тренировок — это не догма, а только руководство к действию.

— Как спортсмены настраиваются перед стартами?
— Психологический фактор никто не отменял. Кому-то лучше побыть одному, кому-то важно поговорить. Но спринт (я занимаюсь в основном им) — это взрыв, эмоции, энергия. Поэтому я всегда советую, не растрачивать их понапрасну «до», а выплеснуть на беговой дорожке.

— Это всё о большом спорте. А как вы оцениваете развитие спорта массового?
— Честно?
— Честно!
— Любительский спорт должен прежде всего отталкиваться от его названия. Это дело надо любить, а не заниматься только потому, что модно. Обязательно ориентируйтесь на состояние своего здоровья. Вот если раньше убеждали, что бег — это лекарство от инфарктов, то сейчас уже такого не утверждают.

Поздно не бывает никогда

— Вы тренируете спортсменов с ранних лет, работая ещё и в Школе высших спортивных достижений, в Школе олимпийского резерва по лёгкой атлетике. С какого возраста лучше всего заниматься и бывает ли поздно?
— Если человек талантлив, поздно не бывает никогда. Можно привести немало примеров. Взять хотя бы того же директора Школы олимпийского резерва Виктора Петровича Калинкина. Он пришёл в лёгкую атлетику в 18 лет и стал мастером спорта СССР международного класса. Гораздо хуже, когда дети попадают к непрофессиональным тренерам. Переучить всегда труднее, чем научить.

— Чем вы увлекаетесь, кроме спорта, как проводите свободное время?
— Свободного времени, признаюсь, у меня мало: каждый день занятия со студентами, тренировки. Но когда оно появляется, я посвящаю его тому, что обдумываю план дальнейших действий, анализирую работу, что и как сделано. А ещё я очень люблю собак. У меня их три: американская акита, чихуахуа и дворняжка, которую я привезла из Севастополя пять лет назад, находясь в отпуске. И три кота! Я считаю, что в каждой семье должны быть домашние животные.

— Что пожелаете студентам, которые только готовятся стать тренерами?
— Я желаю усердия! Очень важно посещать все учебные занятия, ведь без достойных знаний, навыков и умений невозможно быть профессионалом. Берите от студенческой жизни как можно больше позитива!

Наталья ТОЛКАЧЁВА, «Университетская газета» № 6