Найти тему
Sports G.I.V.

Тактики в футболе. История "автобусов".

Карл Раппан, изобревший либеро.
Карл Раппан, изобревший либеро.

В футболе многие команды часто испытывают большие проблемы, когда заведомо более слабые соперники паркуют перед своими воротами автобус.
Сегодня я вкратце расскажу о том, когда и как в футболе появились эти сугубо оборонительные тактики, и как они эволюционировали.

Термин «парковать автобус» первым употребил Жозе Моуриньо в 2004 году, когда его Челси не смогло распечатать ворота Тотенхема. К слову, позже сам Моуриньо часто будет прибегать к такой тактике.

Идея глубокой обороны, получила свое развитие в середине XX века в Италии. Одной из самых знаковых тактик стала катеначчо — система, основанная на жесткой обороне с участием либеро, или свободного защитника, который страховал основную линию обороны.
Пионером такой системы, в 30-е годы прошлого века стал австрийский тренер Карл Раппан, который изобретател "либеро" - последнего защитника, без которого невозможно представить катеначчо. А с конца 40-х годов он стал часто применять тактическую схему, названную «цепью». Ее можно очень условно можно обозначить как гибрид 5-4-1 или 5-3-2, с опущенным либеро, который обеспечивал гибкость и страховал линию обороны.

Идею, внедренную Раппаном, успешно применил и продолжил совершенствовать итальянский наставник Нерео Рокко, а наибольший вклад в популяризацию этой идеи внес аргентинец Эленио Эррера. Его "Интер" достиг, на тот момент, пика эффективности катеначчо, дважды выиграв Кубок европейских чемпионов – в 1964 и в 65 годах.

Полностью посмотреть можно на Ютуб-канале автора: https://youtu.be/GIdh-PH3rW4?si=nLA6MV-960j5qkPS

Эленио Эррера, завершивший создание полноценного "катеначчо".
Эленио Эррера, завершивший создание полноценного "катеначчо".