Найти тему

КАКОЕ НАМ ДЕЛО ДО ЧИЛИ?

Фото с сайта RKRP.SU
Фото с сайта RKRP.SU

51 год назад произошел первый, но не последний случай, когда идеи либерализма и фашизма гармонично соединились.

11 сентября 1973 года в Чили с помощью ЦРУ был совершен военный переворот, в результате которого был свергнут президент Сальвадор Альенде и к власти пришла военная хунта во главе с генералом Пиночетом. Тысячи убитых, пытки, превращенные в концлагеря стадионы...

В результате именно в Чили впервые выл выращен либерально-фашистский монстр, потом проявивший себя в целом ряде других стран, в том числе и на Украине. Идеи свободного рынка и неолиберализма в экономике там естественно сочетались с пытками, убийствами, с изданием массовыми тиражами «Протоколов Сионских мудрецов» и «Майн кампф».  Однако одновременно с этим опытные имиджмейкеры создали один из самых знаменитых фейков конца прошлого века – миф о чилийском экономическом чуде. Которого на самом деле просто не было в природе…

Как пишут многие левые публицисты, в последние годы диктатуры, по рецептам Чикагской экономической школы и при участии её создателей – нобелевских лауреатов, экономистов Фридмана и Хайека – в стране была создана очень жестокая социальная модель. Её суть – в сведении функций государства к абсолютному минимуму и передаче всей инициативы в частные руки, в результате чего сам рынок якобы должен обеспечить обществу прогресс и процветание. Образование, здравоохранение, пенсии, культура и любая социальная защита таким образом практически целиком были переданы частному сектору.

К чему привела такая модель? Как говорит известный публицист Олег Ясинский, к увеличению иностранных инвестиций и быстрому созданию современнейшей инфраструктуры для бизнеса, с одной стороны, и, с другой – к глубочайшему классовому расслоению общества, крайне неравномерному распределению доходов, резкому понижению уровня образования и культуры чилийцев и к полной социальной незащищенности абсолютного большинства населения. В Чили большая часть взрослого населения регулярно употребляет антидепрессанты, самый высокий в Латинской Америке уровень самоубийств, и 84% населения испытывают проблемы с пониманием прочитанных текстов. К этому ещё следует добавить страх перед любыми политическими темами, впечатанный диктатурой в сознание как минимум двух поколений.

При этом сегодня по основным показателям Чили не слишком отличается от прочих государств региона. Так, в 2018 году ВВП страны составлял 298,2 миллиарда долларов, тогда как ВВП Колумбии – 331 миллиарда, а Перу – 222 миллиарда долларов соответственно. Не изменилась и структура чилийской экономики. Как и в начале прошлого века, она держится на экспорте сельхозпродукции и природных ресурсов. Никто не видел собственно чилийских компьютеров или айфонов.

Не очень известный факт — в святые 90-е годы младореформаторы хотели сделать в России точно так же, как в Чили. Вспоминает известный диссидент Игрунов:

«Большая группа молодых реформаторов в 1989 году поехала в Чили перенимать опыт Пиночета, там были Найшуль, Чубайс, Львин, Васильев, Болдырев и многие другие. Вернулись все в полном восторге, за исключением Болдырева. Осенью 89 года у нас были очень тяжелые споры на эту тему. Они же размышляли после поездки так: сделать нищим население, чтобы обесценить рабочую силу, а наши не очень хорошие товары получили бы конкурентоспособность за счет дешевизны, сконцентрировать ресурсы в руках немногих, чтобы эти немногие могли конкурировать на международном рынке. Я им говорил: эти методы приведут к забастовкам и развалу страны. Они ответили, что понимают это, потому главная задача сначала уничтожить профсоюзы. Я возразил, что с профсоюзами можно договариваться, а без них будут радикалы и «дикие» акции протеста. Их ответ на мою реплику ошеломил: «А что, у нас пулеметов нет?».
«Во время ГКЧП произошла революция в самом Ельцине» Диссидент Вячеслав Игрунов о роли неформалов в перестройке и о готовности команды Гайдара стрелять в народ: Перестройка : Библиотека: Lenta.ru

То, что возвращение к капитализму в России не пошло полностью по чилийскому пути, с пулеметами, концлагерями, запретом коммунистической идеологии и уничтожением любых профсоюзов, это заслуга исключительно коммунистического движения начала 90-х. Однако нужно помнить, что крупный капитал всегда держит в уме и такую «модель развития».

А ещё печальный пример Сальвадора Альенде должен заставить многих людей иначе смотреть на наш исторический опыт. Доказывая правильность ленинской мысли о том, что революция должна уметь себя защищать. Даже с помощью «красного террора». Ибо в противном случае может быть и значительно хуже.

Алексей Алёкин

Фото с сайта RKRP.SU
Фото с сайта RKRP.SU
Фото с сайта RKRP.SU
Фото с сайта RKRP.SU