Найти в Дзене
Space girl

Запуск корабля Starship компании SpaceX откладывается до конца ноября

Федеральное управление гражданской авиации США (FAA), сообщило компании SpaceX, что не будет утверждать лицензию на запуск следующего испытательного полета ракеты Starship по крайней мере до конца ноября, говорится в заявлении компании опубликованном во вторник.

Это более чем на два месяца позже, чем середина сентября, дата на которую ранее нацеливалось FAA для определения того, следует ли одобрить лицензию на запуск следующего полета Starship. Компания SpaceX сообщает, что ракета-носитель Super Heavy и верхняя ступень Starship для следующего, пятого испытательного полета - были готовы к запуску еще в первую неделю августа.

"Летные испытания будут включать в себя нашу самую амбициозную цель - попытаться вернуть первую ступень Super Heavy на стартовую площадку и поймать ее в воздухе", — говорится в заявлении SpaceX.

"Экологические нормы и меры по смягчению последствий, служат благородной цели, проистекающей из здравого смысла, чтобы обеспечить прогресс и предотвратить чрезмерное воздействие на окружающую среду", — заявили в SpaceX. "Однако, поскольку процесс лицензирования полета 5 затягивается, мы задерживаемся по необоснованным и раздражающим причинам".

В последние несколько недель техники на стартовой площадке Starship в Южном Техасе продолжили модернизацию конструкции стартовой площадки, чтобы обеспечить возможность ловли первой ступени. Ракета-носитель Super Heavy, будет снижаться вертикально используя мощность своих двигателей Raptor и замедлиться почти до зависания, позволяя двум механическим захватам, поймать ускоритель из нержавеющей стали и удерживать его над стартовой установкой.

Это будет первый раз, когда компания SpaceX попытается поймать ракету в воздухе. Как и первая ступень ракеты Falcon 9, ракета-носитель Super Heavy рассчитана на многоразовое использование. Но SpaceX стремится вернуть ракету-носитель непосредственно на стартовую площадку, а не на морскую посадочную платформу, находящуюся в сотнях километров от нее.

"Понятно, что такая уникальная операция потребует дополнительного времени для анализа, с точки зрения лицензирования", — заявили в компании SpaceX. "К сожалению, вместо того, чтобы сосредоточить ресурсы на критическом анализе безопасности и сотрудничать в области гарантий защиты как населения, так и окружающей среды, процесс лицензирования неоднократно срывался из-за различных предлогов, от легкомысленных до явно абсурдных".

SpaceX заявила, что задержки с получением разрешений регулирующими органами для следующего испытательного полета Starship были вызваны "ложными и вводящими в заблуждение сообщениями, основывающимися на истерике от онлайн-недоброжелателей или групп с особыми интересами".

Компания SpaceX и раньше осуждала нормативные препятствия. В прошлом году официальные лица компании призвали FAA удвоить свой лицензирующий персонал, для рассмотрения заявок на коммерческий запуск. Конгресс одобрил увеличение финансирования Управления коммерческих космических перевозок FAA до 42 миллионов долларов на 2024 финансовый год. В прошлом году космический офис FAA добавил около 35 сотрудников, в результате чего общая численность персонала достигла 158 сотрудников, сказал Кельвин Коулман, помощник администратора FAA по космическим перевозкам, на слушаниях во вторник перед подкомитетом Палаты представителей по космосу и аэронавтике.

Заявление компании SpaceX, сделанное во вторник, было самым агрессивным заявлением компании, о медленной обработке заявок на получение лицензий на запуск FAA, и оно затронуло более глубокую проблему, чем нехватка ресурсов FAA для надзора за коммерческой космической деятельностью. Компания предположила, что задержка запуска следующего испытательного полета Starship связана не с технической готовностью SpaceX или даже не с тем, что недоукомплектованное FAA перегружено регулированием быстрорастущей индустрии коммерческих запусков.

Вместо этого SpaceX написала в заявлении для подкомитета Палаты представителей по космосу и аэронавтике, что задержки с лицензированием вызваны бюрократической медлительностью, отсутствием прозрачности, плохими методологиями, а также неэффективностью и дублированием регулирования. В качестве примера SpaceX привела препятствия с текущей заявкой на получение лицензии на запуск пятого испытательного полета системы Starship.

"Эта задержка была вызвана не новой проблемой безопасности, а излишним анализом окружающей среды", — заявили в SpaceX. Одна из экологических проблем связана со сбросом воды SpaceX в окружающую среду вокруг стартовой площадки Starship в Техасе. Площадка использует воду для охлаждения стального дефлектора пламени, который находится под 33 основными двигателями сверхтяжелой ракеты-носителя Starship. SpaceX заявляет, что штрафы, наложенные на нее в этом году Техасской комиссией по качеству окружающей среды и Агентством по охране окружающей среды, были "полностью связаны с разногласиями по поводу документов", а не с каким-либо сбросом загрязняющих веществ в воду, со стартовой площадки Starship.

В следующем полете ракета-носитель Super Heavy будет следовать по иной траектории, а не той, которой она летела во время предыдущего запуска Starship в июне. Это означает, что кольцо из нержавеющей стали, которое отсыковывается от верхней части ракеты-носителя, называемое кольцом горячего разделения ступени, упадет в другом месте Мексиканского залива. Это изменение, которое SpaceX называет "незначительным", побудило FAA одобрить 60-дневную консультацию с Национальной службой морского рыболовства для переоценки воздействия этого кольца на морскую дикую природу.

"Эта единственная проблема, которая уже была исчерпывающе проанализирована, может задержать запуск на неопределенный срок, причем без устранения какого-либо вероятного воздействия на окружающую среду", — заявили в компании SpaceX.

Траектория возвращения ракеты-носителя Super Heavy на берег в Техасе, а не у побережья в Мексиканском заливе, как это было в июне, подвергнет большую площадь звуковому удару. Это побудило FAA одобрить еще одну 60-дневную консультацию со Службой охраны рыбных ресурсов и диких животных США, чтобы изучить влияние звукового удара на животных.

Роль FAA в регулировании коммерческих космических запусков и операций по возвращению в атмосферу заключается в том, чтобы гарантировать, что ракета или космический корабль не будут угрожать общественной безопасности. FAA также отвечает за обеспечение того, чтобы коммерческие операции по запуску и возвращению в атмосферу соответствовали интересам национальной безопасности и внешней политики правительства США.

Официальные лица SpaceX выразили обеспокоенность тем, что задержки в испытательных полетах Starship, вызванные бюрократией, наносят ущерб национальным целям, таким как возвращение астронавтов на Луну по программе Artemis. НАСА выбрало корабль Starship компании SpaceX в качестве посадочного модуля для перевозки астронавтов между лунной орбитой и южным полюсом Луны, для первых двух посадок на Луну по программе Artemis, которые ожидаются в конце этого десятилетия.

Испытательные полеты Starship важны для доказательства надежности ракеты и тестирования более сложных технологий, таких как дозаправка в космосе, необходимых для того, чтобы сделать возможной посадку людей на Луну. Китай намерен высадить своих космонавтов на Луну к 2030 году.

"Мы, безусловно, понимаем и ценим важность победы над Китаем в лунной гонке", — сказал Коулман законодателям во вторник. "Недавно у нас был разговор с руководством НАСА, в котором это было подчеркнуто. Наше обязательство, безусловно, состоит в том, чтобы поддержать эту отрасль, и нашу страну в достижении Луны раньше Китая".

Рабочая нагрузка FAA по рассмотрению заявок на получение лицензий на запуск значительно выросла за последние несколько лет, в первую очередь из-за увеличения количесива запусков ракеты Falcon 9 компании SpaceX. С октября прошлого года FAA контролировало 130 коммерческих операций по запуску и возвращению в атмосферу, что более чем в три раза больше, чем количество лицензированных операций в 2020 году, сказал Коулман.

Ну что же! Ракета готова к пятому испытательному полету. Теперь очередь за чиновниками! Ждем конца ноября!