Найти тему

"Не в вине дело!": о трагедии Иоанна Крестителя о.Александр КОПЯТКЕВИЧ

В чём заключается причина трагедии, произошедшей с Иоанном Крестителем? Конечно, самый легкий путь, может, было бы направить весь тон морализаторства на винопитие. На алкоголизм. Вот, и сегодня начальство наше нам предлагает в этот день отслужить молебен о павших в алкогольную зависимость.

Молебен о страждущих недугом винопития
Молебен о страждущих недугом винопития

Но я думаю, причина не столько в опьянении Ирода.Дело в том, что не в вине дело всё!

Не в вине, не в наркотиках, не в картах и ни в чем вещественном и предметном заключается причина всех наших бед. А причина в наполнении души каждого из нас. Что в нас входит? Какое наше содержание? Что мы выбираем в этой жизни? Добро или зло? Жизнь или смерть?

-2

Живущие в Средиземноморье с древнейших времён выращивали виноградную лозу, собирали ягоды виноградные , давили из них сок, делали вино и пили по праздникам. Угощали друг друга, ну, например, как в этой истории Ирод справлял свой день рождения. Иногда даже и с излишеством, конечно же.

-3

Но в большинстве случаев это не приводило к гибели праведника. Наверняка. Да, вот, хотя бы, Пётр и Павел - два великих первоверховных апостола были усекновены мечем и так пострадали. Но наверняка же этому не предшествовало винопитие их судей.

Так что не следует во всём винить вино. Вино - это лекарство. Древнее лекарство. Но у каждого лекарства есть побочки.
И есть чрезмерное употребление этих лекарств.

Причина трагедии - поведение действующих лиц ее. Это безвольность и малодушие Ирода. Озверелость и отсутствие какого-то ограничения этих двух баб, Иродовых.

Женщинам свойственна такая черта. Женщину очень легко развратить: гордыней, вседозволенностью. Вот, типичный пример - старуха у Пушкина. "Сказка о рыбаке и рыбке".

А еще мне вспоминается, как в одном советском фильме с чувством один очень популярный актер говорит: "А надо было разобраться со своими бабами!".

И вот такая картина получается: вот, Ирод днем слушает сварливые речи своей сожительницы, а вечером тихонечко спускается в подвальчик - там, где сидит Иоанн, и услаждается беседой с ним.

Вот такой парадокс.

И не способен ни на какие действия: ни казнить, ни убить Иоанна, ни укротить свою сожительницу сварливую. Такие обстоятельства не могли не привести к какому-то трагическому исходу.

Пир состоялся. Роковой пир.

И вот представьте себе, эта дочка Иродиады - такая юная, нежная отроковица, нежными своими губками лепечет.. ЧТО ОНА ГОВОРИТ ИРОДУ?

-Хочу чтоб ты мне дал на блюде голову Иоанна Предтечи...

И он что? Взрослый солидный человек! Сказал бы:

-Детка, ты че такое лепечешь? Ты зарвалась совсем.

Нет!

Он не боится быть игралищем в руках этих самых двух особ женского пола. Не боится. А зато он боится, как о нём что скажут люди. Что слово его нетвердое. "

Продолжение следует

Александр КОПЯТКЕВИЧ, 11 сентября 2024 год. Москва