Найти тему
ЗипФайл

Starliner вернулся на Землю, но его экипаж остался в космосе. Что дальше Boeing и NASA?

Бывший астронавт объясняет, что означает возвращение Starliner для будущего NASA, проблемной космической программы Boeing и экипажа, оставшегося на МКС.

Космический корабль Starliner компании Boeing вернулся на Землю без экипажа из двух человек сразу после полуночи по восточному времени 7 сентября 2024 года. Его дистанционно пилотируемое возвращение ознаменовало завершение напряженного испытательного полета на Международную космическую станцию, в результате которого два астронавта, Бутч Уилмор и Сунита «Суни» Уильямс, остались на станции на несколько месяцев дольше, чем предполагалось, после того как отказы двигателей заставили НАСА счесть капсулу небезопасной для повторного пилотирования.

Уилмор и Уильямс останутся на Международной космической станции до февраля 2025 года, после чего вернутся на Землю на корабле SpaceX Dragon .

The Conversation US задал бывшему командиру Международной космической станции Майклу Фоссуму вопрос о решении НАСА вернуть корабль без экипажа, о будущем программы Starliner и о длительном пребывании экипажа на космической станции.

Что означает это решение для НАСА?

В 2014 году NASA заключило контракты с Boeing и SpaceX на поставку транспортных средств для доставки экипажей на Международную космическую станцию ​​в рамках программы Commercial Crew Program. В начале программы большинство ставок делалось на то, что Boeing возглавит команду, учитывая ее обширный опыт в аэрокосмической отрасли.

Однако SpaceX очень быстро двинулась вперед со своей новой ракетой Falcon 9 и грузовым кораблем Dragon . Хотя они и потерпели несколько неудачных попыток во время испытаний, они активно строили, тестировали и извлекали уроки из каждой неудачи. В 2020 году SpaceX успешно запустила свою первую испытательную команду на Международную космическую станцию.

Тем временем Boeing боролся с некоторыми неудачами в разработке. Результат этого первого испытательного полета стал огромным разочарованием для Boeing и NASA. Но руководство NASA выразило свою поддержку Boeing, и многие эксперты, включая меня, считают, что в интересах агентства иметь более одной американской системы запуска экипажа для поддержки продолжающихся пилотируемых космических операций.

NASA также продолжает свое партнерство по обмену с Россией . Это партнерство предоставляет агентству несколько способов доставки членов экипажа на космическую станцию ​​и обратно.

Поскольку операции на космической станции продолжаются, у NASA и его партнеров достаточно вариантов доставки людей на станцию ​​и обратно, чтобы у них всегда был необходимый экипаж на станции — даже если возникнут сбои в запуске любого из пригодных для этого пилотируемых кораблей. Наличие Starliner в качестве опции поможет с этой избыточностью.

Что означает это решение для Boeing?

Я думаю, что репутация Boeing в конечном итоге пострадает. Компания идет на равных со SpaceX. Теперь у космического корабля SpaceX Dragon за плечами несколько полетов . Он доказал свою надежность в качестве способа добраться до космической станции и обратно.

Важно помнить, что это был испытательный полет Starliner. Конечно, руководители программы хотят, чтобы каждый испытательный полет прошел идеально, но вы не можете предвидеть все потенциальные проблемы во время наземных испытаний. Неудивительно, что некоторые проблемы возникли — вы ожидаете их в испытательном полете.

Космическая среда неумолима. Небольшая проблема может стать катастрофической в ​​условиях невесомости. Трудно воспроизвести такие ситуации на земле.

Технологии, используемые SpaceX и Boeing, также радикально отличаются от технологий капсул, применявшихся на ранних этапах программ Mercury, Gemini и Apollo.

NASA развивалось и делало стратегические шаги для продвижения своей миссии за последние два десятилетия. Агентство опиралось на свое наследие нестандартного мышления. Это был инновационный шаг, чтобы отойти от традиций и использовать коммерческих конкурентов для продвижения программы. NASA предоставило компаниям набор требований и предоставило им самим решать, как они будут их выполнять.

Что означает это решение для экипажа Starliner?

Я знаю Бутча Уилмора и Суни Уильямс как настоящих профессионалов, и я верю, что их первые мысли — о безопасном завершении миссии. Они оба очень опытные астронавты с опытом длительного пребывания на космической станции. Я уверен, что они воспринимают это спокойно.

До прихода в НАСА Уильямс был военно-морским летчиком, а Уилмор — ветераном боевых действий, так что эти двое знают, как противостоять риску и выполнять свои миссии. Такой неблагоприятный исход всегда возможен в испытательной миссии. Я уверен, что они настроены позитивно и используют свое бонусное время в космосе для развития науки, технологий и освоения космоса.

Их семьи взвалили на себя больший удар. Они были готовы приветствовать команду дома менее чем через две недели, а теперь должны приспособиться к неожиданной разлуке на восемь месяцев.

Прямо сейчас NASA сталкивается с волновым эффектом, поскольку на космической станции больше астронавтов, чем ожидалось. Больше людей означает больше требуемых расходных материалов, таких как еда и одежда. В прошлом космическая станция поддерживала большую команду в течение коротких периодов, но сегодня, когда на борту девять членов экипажа, системам приходится работать усерднее, чтобы очищать переработанную питьевую воду , вырабатывать кислород и удалять углекислый газ из атмосферы.

Уилмор и Уильямс также потребляют пищу, и они не взяли с собой одежду и другие личные вещи, необходимые им для восьмимесячного пребывания, поэтому НАСА уже начало увеличивать поставки на грузовых кораблях.

Что это решение означает для будущего?

Полет человека в космос — это мучительно тяжело и неумолимо беспощадно. Миллион вещей должны быть выполнены правильно, чтобы миссия прошла успешно. Невозможно полностью понять работу систем в условиях микрогравитации, пока они не будут испытаны в космосе.

У НАСА было множество неудач и промахов в стремлении отправить американцев на Луну. Они потеряли экипаж Аполлона 1 в пожаре во время предполетных испытаний. Они запустили первый космический челнок в 1981 году и справлялись с проблемами на протяжении 30 лет существования этой программы, включая ужасные потери Челленджера и Колумбии .

После отсутствия других вариантов у США в течение более 30 лет сейчас реализуются три различные программы пилотируемых космических кораблей. В дополнение к SpaceX Crew Dragon и Boeing Starliner, космический корабль NASA Orion для миссии Artemis II , как планируется, облетит Луну с четырьмя астронавтами в ближайшие пару лет.

На этом пути у этих программ были неудачи и препятствия, и их будет еще больше, но я не был так взволнован полетами человека в космос с тех пор, как в 11 лет болел за «Аполлон» и мечтал о том, чтобы оставить первый след человека на Марсе.