Плохих экранизаций книг о д'Артаньяне, Атосе, Портосе и Арамисе намного больше, чем хороших. Но "Возвращение мушкетёров" - это не просто неудача, а провал сквозь землю прямиком в Австралию.
Не пойму, зачем было выдумывать мушкетёров, вернувшихся с того света, когда есть отличный роман Дюма "Виконт де Бражелон или Десять лет спустя"? Там и приключения, и интриги, и любовные линии - материала хватит на целый сериал. Но нет, режиссёр пошёл по другому пути.
С самого начала на экране творится ахинея. Зачем кардиналу Мазарини бежать в Англию? Во Франции он - могущественный политик, любовник королевы, а что он будет делать по ту сторону Ла-Манша? Королевские сокровища тоже впечатляют. Я, конечно, понимаю, что Фронда обошлась казне недёшево, но не настолько же:
Теперь - к мушкетёрам, которым предстоит умереть и превратиться в зомби. Портос погибает примерно так же, как в книге. Арамис, вопреки Дюма, отправляется на тот свет за компанию с Портосом.
Д'Артаньяну прилетает в грудь ядро. Вроде бы, да, в книге так и было. Но у Дюма последние слова романа бьют наотмашь:
...Он опустил глаза, ибо у него не было больше сил смотреть в небо, и упал, бормоча странные, неведомые слова, показавшиеся удивленным солдатам какою-то кабалистикой, слова, которые когда-то обозначали столь многое и которых теперь, кроме этого умирающего, никто больше не понимал:
– Атос, Портос, до скорой встречи. Арамис, прощай навсегда!
А в фильме трагедию превратили в фарс. Д'Артаньян со скучающим видом пошатывается, потом спокойно ложится на траву и умирает с пафосной речью.
Ближе к концу фильма мушкетёры воскресают, но всё равно толку от них в сюжете мало. Главная их задача - неловко изображать самих себя 30-летней давности.
Дети мушкетёров - это отдельная песня. Плохая, кстати: кричалка "Мы - команда" сгодится для подвыпивших болельщиков, но не для аристократов XVII века. Впрочем, юная четвёрка на них и не похожа. Рауль здесь и близко не напоминает благородного юношу из романа: обычный светский хлыщ со скучающим взглядом.
Сын Арамиса Анри недалеко от него ушёл - разве что, наряды XVII века сидят на нём чуть лучше.
Свою дочь Жаклин д'Артаньян, судя по всему, прижил с Мадлен - на благородную даму девица вообще не похожа.
А вот дочка Портоса. Эрудированная девушка - освоила во французском монастыре китайские боевые искусства. По Ютубу, не иначе.
Что ещё? Ах да, Страшные Злые Враги. Например, сын Портоса - Леон. Судя по всему, это выплывший из Ла-Манша Мордаунт, который забыл, как его зовут и кто его родители. Помнит только, что кто-то из них был как-то связан с мушкетёрами. Рядом - злодейка де Круаль, которая косплеит Миледи. Правда, в чём выражалась её злодеистость, если вынести за скобки злобные взгляды, я так и не поняла.
Понятно, что этакое потешное воинство любой победит - даже четверо мушкетёрских детишек. В конце все рады: и мушкетёры-зомби, и маленькая команда, и большая Франция.
А я вот не рада. Совсем. Считаю, что снять такое кино к 30-летию знаменитого фильма про мушкетёров - это просто плюнуть в его сторону.