Александр Македонский - один из самых известных и великих полководцев и завоевателей мира. С Индией эту неординарную фигуру связывает не только его знаменитый индийских поход, на который его толкнули удивительные рассказы о сказочных богатствах этой далекой земли, но и менее известный факт.
А именно - общение с некими обнаженными йогами-аскетами и получение от них тайных знаний.
Известно, что Александр получил глубокое философское образование у своего наставника Аристотеля, и поэтому, в отличие от других завоевателей древности, он, вероятно, был больше заинтересован в исследовании тайн этого мира.
Загадочные голые мудрецы: кем они были?
Во время своего пребывания в Таксиле, столице древнеиндийского народа гандхаров в Пенджабе, которая в те времена была центром учености и образования, Александр впервые столкнулся с голыми монахами и аскетами. Греки, а впоследствии и весь западный мир, назвали их «гимнософистами», что примерно переводится как «голые философы или голые мудрецы».
Много споров было о личности этих аскетов. Первоначально предполагалось, что это были джайнские монахи - Дигамабары (облаченные в свет), которые считали одежду и даже еду препятствиями на пути к достижению чистоты мысли и просветления. Однако это было развенчано на основе инцидента, к которому мы вернемся позже.
Читайте о джайнах здесь:
Поэтому, пока не будут найдены дополнительные доказательства, невозможно с достоверностью установить их религиозную принадлежность. Эти философы могли быть кем угодно и принадлежать к любой секте или религии Индии. Они могли быть адживиками или ведическими риши или даже буддистами, которые преобладали в северо-западной Индии того времени.
В греческой литературе они вообще сравниваются с персидскими магами, халдеями ассирийцев или вавилонян, друидами кельтов и даже жрецами Египта.
Некоторые секты брахманов, принадлежащие к индуизму, тоже ходили обнаженными, жили в лесах, практиковали аскезу, брили головы, ели только фрукты и молоко и медитировали. А что касается секты адживиков, то ни тоже ходили без одежды, как и нага-садху - боевой орден обнаженных аскетов-воинов.
Был еще один подобный орден, члены которого назывались шраманы или лесные отшельники. Гимнософисты вполне могли принадлежать к нему.
Мистик, предсказавший Александру его скорую гибель
Как бы там ни было, до нас дошли имена нескольких таких аскетов, оказавших на Александра личное влияние. Однако одного из них греки называли Каланосом. Когда Александр узнал о его мудрости и духовной силе, он послал за аскетом одного из своих соратников, но тот беспристрастно ответил, что это греческий царь хочет встретиться, а не он, поэтому Александр должен сам прийти к нему.
Александр согласился и отправился в лесное убежище аскета. Их беседы и рассуждения о природе жизни и вселенной были задокументированы более поздними авторами. Согласно этим свидетельствами, Александр был приятно удивлен, узнав от йога о тщетности материальных успехов и богатства и о том, что чистое знание является единственной основой всякого счастья. Он убедил Каланоса пойти с ним и стать его учителем. Старый йог согласился и отправился с полководцем в Персию.
Там, по какой-то причине и, вероятно, учитывая свой преклонный возраст, Каланос решил сжечь себя в священном огне и таким образом погасить свою жизнь.
Это был как раз тот инцидент, о котором мы говорили выше и который противоречит философии джайнских аскетов, которые даже убийство насекомых считают отвратительным преступлением и поэтому, конечно, не стали бы разжигать огонь, чтобы лишить себя жизни. Ддя этой цели джайны обычно совершают ритуал, называемый «Саллехана», который заключается в медленном отказе от пищи, чтобы умереть от голода.
По этой логике Каланос никак не мог быть джайном. В свой костер он вошел не дрогнув и не испугавшись. И даже охваченный пламенем, он не издал ни единого крика. Александр и его солдаты наблюдали за сожжением Калан в оцепенении.
Они не могли представить себе мистическую силу этого простого аскета, который горел без боли и с улыбкой. Каланос отдал все свое скромное имущество этим солдатам перед сожжением. Но главное - он произвел неизгладимое впечатление на умы этих западных захватчиков своим учением и силой характера.
Было и еще кое-что, что говорит о том, что йог был не просто аскетом, а вполне возможно обладал сиддхами - йогическими сверхспособностями, такими как дар ясновидения. В хрониках отмечено, что сгорая костре, Каланос спокойно посмотрел на Александра и провозгласил, что вскоре встретится с ним в Вавилоне.
Вскоре после этого Александр загадочно умер в Вавилоне, будучи еще в расцвете сил, тем самым в глазах греков сделав Каланоса мистиком, который мог видеть будущее и предсказывал смерть их царя.
Встреча Александра с Дандамисом
Легенда гласит, что от Каланоса Александр узнал о Дандамисе, гуру всех гимнософистов Индии того времени. Имя Дандамис могло быть греческим производным от индийского имени Данди Свами, но все это лишь догадки. Как бы его ни звали, этот голый философ тоже поразил Александра своими философиями и беззаботным отношением к жизни.
Завоеватель мира, который не знал страха, тот, кто разрушал и сжигал города дотла, тот, чье имя вселяло ужас в сердца самых храбрых людей многих стран, был побежден в противостоянии с несколькими голыми аскетами. Так было в случае с Данди Свами.
Согласно легенде, дискуссия Александра и Дандамиса была столь же захватывающей, как его военные столкновения. Александр попытался соблазнить аскета всеми своими богатствами и великолепием, над чем аскет только посмеялся. Дандамис сказал ему, что все эти материальные вещи для него как камни, и его истинное наслаждение — в обретении вечного бытия и знания.
Когда Александр попытался напугать его, сказав, что если он не пойдет с ним, то ему отрубят голову, Дандамис снова посмеялся над угрозой, сказав, что Александр может убить его тело, но не душу. И что только Брахман является истинным защитником и повелителем всех сердец и душ.
Контраст между покоряющим мир полководцем и царем, облаченным в золото и бриллианты, и обнаженным аскетом, лежащим под деревом на лоне природы, стал для греков откровением о том, что настоящая сила заключается не в богатстве или военной мощи, а в поиске знания и мудрости.
Каланос и Дандамис были первыми, кто познакомил Запад с истинной древнеиндийской философией и духом, и это повлияло в итоге на философию Запада. Греция была стала колыбелью различных школ философии в древние времена, и для греков было чем-то невероятным встретить другую школу на Востоке.
Западное восприятие Индии во многом было сформировано встречами Александра и его людей с обнаженными йогами, кем бы они ни были. И с тех пор Индия стала ассоциироваться с мистицизмом и землей, полной невероятных чудес.
Сбывшиеся предсказания
Как бы там ни было, как и предсказывал Каланос, Александр Великий умер в Вавилоне около 323 г. до н. э. еще в очень молодом возрасте, будучи на пути обратно на родину. Смерть Александра до сих пор окутана тайной.
Некоторые считают, что он был отравлен, другие предполагают, что его здоровье было неумолимо подорвано от ран, которые он получил во время столь долгого похода. Другие полагают, что полководца сразила неизвестная восточная болезнь, и ставшая причиной его смерти.
Какова бы ни была причина, «голые индейские философы» не ошибались, предсказывая, что все люди в конечном итоге, независимо от того, насколько они велики, богаты или бедны, в один прекрасный день одинаково обратятся в прах. И возможно в этом и была простая и великая мораль, которую всем западным людям давно пора бы усвоить.