ВИДЕО ВНУТРИ
После того, как на этой неделе ушел из жизни легендарный актер, мы вспоминаем некоторые из его лучших моментов в роли культового злодея «Звездных войн»
Джеймс Эрл Джонс, к сожалению, скончался на этой неделе в возрасте 93 лет, оставив после себя одно из самых богатых наследий в сфере развлечений на сцене и экранах больших и малых. Но поклонники далекой-далекой галактики навсегда запомнят Джонса за его жизненно важный вклад в Дарта Вейдера, его гулкий баритон, определяющий одну из величайших трагических фигур поп-культуры во всех его появлениях.
Но хотя за полноту образа Вейдера отвечают многие факторы и творческие люди — от физических данных Дэвида Прауза до легендарного дизайна Ральфа Маккуорри и работы десятков писателей в разных средах, ответственных за самые печально известные реплики Вейдера , — немногие из этих реплик были бы столь же мощными и запоминающимися, если бы не острое понимание Джонсом присутствия Вейдера. Как Вейдер, Джонс мог перескакивать от трагедии к ярости, от сдержанной угрозы к едкому черному юмору в любой момент, навсегда давая человеческое сердце кибернетике, бьющейся за доспехами Вейдера, невидимое лицо человеку под его маской . Вот лишь несколько наших любимых отрывков из времен Джонса в роли Вейдера: смесь смешного с крутым, душераздирающего с ошеломляющим, реплики большие и маленькие, которые навсегда запечатлеются в умах поклонников «Звездных войн» .
Почетное упоминание: «Я хочу, чтобы повстанцы были обнаружены и идентифицированы, даже если для этого придется обыскать каждый дом в системе». (Праздничный выпуск «Звездных войн»)
Единственная реплика Вейдера в печально известном праздничном выпуске «Звездных войн» не так уж и много — это одна реплика, дублированная поверх архивных кадров из «Новой надежды» , чтобы создать ощущение сохраняющейся угрозы, которая будет стоять за остальной частью выпуска. Но она особенная хотя бы потому, что это первый раз во франшизе, когда Джонс был специально указан в титрах за свою игру в роли Вейдера. Известно, что актер получил очень маленькую плату за свою роль Вейдера в то время, и только в « Возвращении джедая» в оригинальной трилогии он был отмечен в титрах. Возможно, единственное, за что праздничный выпуск можно запомнить, — это то, что он сделал правильно.
«Тогда ты умрешь храбрее большинства» («Сумерки ученика», « Звездные войны: Повстанцы » ).
Работа Джонса в кратких появлениях Вейдера в «Повстанцах » заслуживает упоминания практически в каждом моменте, но это не только невероятное возвращение — усмирить ребенка, — но и рычание Джонса, подчеркивающее слово «умереть», просто свирепое.
«Извинения приняты, капитан Нида» (Империя наносит ответный удар)
Репутация Вейдера как свирепого человека может сравниться только с его репутацией немного дерзкого человека, и каждый раз, когда Джонс позволял себе это, это наслаждение. Более легкий тон здесь, знающая мелодия, когда он осторожно ступает по трупу Ниды, с ретроспективным взглядом на приквелы этот момент просто ощущается очень в стиле Энакина.
«Ты часть Альянса повстанцев и предатель. Уведи ее!» (Новая надежда)
Можно утверждать, что на этом раннем этапе «Звездных войн» Джонс, возможно, просто еще не нашел тот диапазон, с помощью которого он будет определять Вейдера, но есть что-то, что все еще так интересно в эмоциях в этих строках. На самом деле мы редко слышим Вейдера настолько явно злым, как здесь, не говоря уже о том, какой резкостью он наделяет этот приказ о расставании.
«Впечатляет. Очень впечатляет» (Империя наносит ответный удар)
Опять же, Вейдер всегда наиболее интересен, когда вы слышите отголосок обычного баритона, которым его наделил Джонс, и это особенно заметно в том, как он извлекает первое «впечатляющее» слово, когда Люк пытается выбраться из труб морозильной камеры.
«Неееееееееееееет!» (Месть ситхов)
Смотрите: это может быть спорным, учитывая его меметическое наследие, но «нет» — это хорошо, на самом деле! Это так идеально, трагически мелодраматично, эта трансформация между человеком, которым был Энакин, и тем, кем он стал как Дарт Вейдер. Страдальческий, булькающий рык, который он издает прямо перед тем, как заорать, то, как он просто слегка колеблется, когда тянет. Да, непреднамеренно смешно, но также, все еще так, так хорошо.
«Когда я покинул тебя, я был всего лишь учеником, теперь я — мастер» (Новая надежда)
Джонс иногда придает Вейдеру захватывающий ритм, особенно в «Новой надежде» , его реплики поднимаются и опускаются в интонации, которая действительно усиливает бесчеловечную природу Вейдера как фигуры. Но это также делает его акценты при новой встрече с Оби-Ваном действительно интересными: есть спокойное высокомерие в том, как он просто быстро добавляет «Теперь я хозяин».
«Я меняю условия сделки. Молитесь, чтобы я не стал менять их еще больше». (Империя наносит ответный удар)
Это в любом случае фантастическая строчка, но Джонс заставляет ее петь, делая акцент на небольшом рычании под «pray» to me. В этом единственном моменте достаточно угрозы, чтобы продать все, без необходимости Вейдеру повышать голос, чтобы быть особенно напыщенным.
«Если ты не перейдешь на Темную сторону… то, возможно, это сделает она!» (Возвращение джедая)
Вся эта речь, когда Вейдер уговаривает Люка выйти из тени под троном Императора в их роковой дуэли, сделана так мастерски, но именно последняя строка, которая заставляет Люка поддаться своему гневу, просто идеально угрожающа. Джонс говорит почти отрывисто в этом последнем маленьком «возможно, она так», словно каждое слово — это нож, брошенный в Люка.
«Твой хозяин обманул тебя, заставив поверить, что ты можешь стать джедаем» («Осада Лотала», « Звёздные войны: Повстанцы » ).
Вейдер был всегда таким злым с бедным Эзрой, когда бы они ни пересекались в «Повстанцах» . Это безумие — говорить такое ребенку, когда вы телекинетически пытаетесь заставить его перерезать себе горло световым мечом! Но это так хорошо, то, как Джонс играет большую часть, так небрежно и спокойно, пока этот рык не вырывается в ту секунду, когда он говорит «джедай», как будто он испытывает отвращение к этому слову.
«Нет… Я твой отец». (Империя наносит ответный удар)
Этот список не может обойтись без этого. Это фраза Вейдера, даже если все случайно неправильно помнят ее половину времени. Но у нее есть более чем веская причина для ее знаменитого наследия, помимо первоначального шока от поворота: Джонс произносит ее идеальным, почти томящимся тоном, пытаясь убедить Люка присоединиться к нему. Есть эта крошечная теплота, которой он наделяет «я», когда оно растягивается, и которая просто поражает.
«Что!?» (Новая надежда)
Как и «Нееет!» из « Мести ситхов », это скорее мем, чем особенно хорошая реплика Вейдера, но, как и многие моменты в « Новой надежде» , это тот момент, который, оглядываясь назад, выделяется как странно человеческий в том, как Джонс играет его. Это не злость, это не сдержанность, как Вейдер так часто думал: это этот короткий, резкий, почти визг шока, который так искренне чужд слышать от него.
«Возможно, я смогу найти новые способы мотивировать их». (Возвращение джедая)
Джонс преуспел в том, чтобы вызывать неожиданные эмоции у Вейдера, и этот момент из ранних моментов « Возвращения джедая» не является исключением. В нем почти чувствуется злорадство, когда он издевается над моффом Джерджерродом, осознанная угроза, которой он наделяет «мотивацию», здесь почти имеет подспудный смешок, чем что-либо еще: этот человек полностью контролирует ситуацию и хочет, чтобы вы это знали.
«Будьте осторожны, не подавитесь своими стремлениями, директор» (Изгой-один. Звёздные войны. Истории)
Этот момент в Rogue One , когда Вейдер только что закончил душить Кренника силой ради дерьма и хихиканья, иногда критикуют за то, что он немного слишком навязчив, но он идеально подходит для Вейдера — особенно для Вейдера, представленного в контексте того, что мы видели характер Энакина в приквелах на этом этапе. Это прекрасный союз хвастовства Энакина и собственного наслаждения Вейдером своей силой.
«Энакин Скайуокер был слаб. Я уничтожил его». («Сумерки ученика», « Звездные войны: Повстанцы » ).
В этой короткой строке так много всего происходит, и Джонс, опять же, идеально передает все тонкости. Пренебрежение, с которым он относится к своему прежнему имени, рычащее «слабый», отражающее его собственное отвращение к себе, все это немедленно контрастирует с тем, как относительно ясно и просто он продолжает: «Я уничтожил его», что делает это еще более трагичным.
«Для меня уже слишком поздно, сынок» (Возвращение джедая)
Это не пронумерованный список — все эти прочтения строк фантастические, и это свидетельство наследия Джонса, что практически каждая вторая его строка в « Звездных войнах» является культовой сама по себе — но мы приберегаем личный рекорд напоследок. Когда Люк умоляет своего отца вернуться к свету после того, как его специально поймали на Эндоре, пауза, которую Вейдер делает, прежде чем сказать ему, что уже слишком поздно, вес, который он добавляет в «сын», все это просто идеально трагично. Это оттенок Вейдера, который мы не видели в трилогии до этого момента, и Джонс просто идеально играет пафос.