Найти в Дзене
Sminex

Респектабельность и творческая свобода — что такое ар-деко

Совсем скоро наши клиенты начнут новую жизнь в изысканном стиле ар-деко в доме «Достижение». Величественный силуэт здания уже стал новой доминантой Останкина и ярким примером этого редкого для Москвы стиля. О его особенностях и эмоциях, которые ар-деко пробуждает в людях спустя столетие, читайте в интервью с главным архитектором «Достижения» — Ким Ен Гиром.

Ар-деко как стиль возник в «ревущие» двадцатые. Это период 1920-х годов в Северной Америке и Западной Европе, который характеризует культурный и социальный прогресс. Люди захотели жить во всех смыслах красиво. Ар-деко стал квинтэссенцией этих идей и действенным способом воплотить образы достатка, комфорта и изящества. Прежде всего, в архитектуре.

Насколько этот стиль востребован и уместен уже в наши двадцатые? Как вы, как архитектор, пришли к теме ар-деко и насколько глубоко погрузились в историю и особенности этого стиля в процессе работы над «Достижением»?

Ким Ен Гир: То, что дом должен быть воплощён именно в стилистике ар-деко, было исходным решением Sminex. И ко мне девелопер обратился в том числе потому, что я один из немногих современных российских архитекторов, кто имеет опыт работы с этим стилем: несколькими годами ранее уже проектировал редкие для Москвы дома с навершиями и витражами. Погрузившись в историю и художественные особенности ар-деко, я был покорён тем, насколько богатые творческие возможности он открывает перед архитектором. И, конечно, мне очень нравится, что этот стиль ассоциируется одновременно и с респектабельностью, и с творческой свободой — синтез двух начал и позволяет создать запоминающийся и по-настоящему яркий образ дома.

-2
-3

У каждого стиля есть свой канон. Насколько в случае с «Достижением» вам пришлось переизобретать приёмы ар-деко с поправкой на образ, ритм и масштаб современного мегаполиса?

Ким Ен Гир: Скорее не переизобретать, а реагировать. Ар-деко не задаёт жёстких рамок, а формирует понятный и узнаваемый художественный вектор. Конечно, самым большим вызовом стал масштаб проектируемого дома: из-за особенностей конфигурации участка решили разместить на нём протяжённый объём и придать ему выразительный силуэт. Фасад «Достижения» длиной 250 метров — самый большой в стиле ар-деко в Москве. Мы разбили здание на шесть ризалитов, фактически шесть разновысоких домов, которые скомпонованы относительно друг друга с компактными сдвижками. Тем самым удалось сформировать и интересный уличный фронт, и красивое общественное пространство с внешней стороны дома — пешеходный бульвар с фонтаном. Но вернусь к фасадам: протяжённые поверхности сложно решить в одном материале, а нам с заказчиком очень хотелось сохранить визуальную целостность здания. Поэтому мы выбрали кирпич, керамогранит бежевых оттенков и светлый натуральный камень: облицованные ими объёмы чередуются, формируя визуально единый, очень респектабельный облик. Материалы мы подобрали в 12 оттенках, что позволило реализовать градиентную облицовку: к верхним этажам фасад становится светлее, тогда как на уровне первых этажей насыщенный кофейный оттенок создаёт интересный контраст со светлой палитрой. И, конечно, самое пристальное внимание мы уделили элементам декора: стрельчатые венецианские арки украшают и фасады дома, и интерьеры общественных зон, мотив дубовой ветви также проходит через весь проект.

-4
-5

Не меньшее внимание вы уделили композиционному решению верхних ярусов самых высоких секций. Это было связано с необходимостью придать дому силуэтность?

Ким Ен Гир: Ар-деко невозможно представить без торжественного завершения объёма. Но шпиль в данном случае был неуместен, поэтому мы остановились на варианте нескольких акцентных завершений, и каждая из наших башен украшена скульптурным декором в виде арок.

-6

Все элементы декора изготавливались заранее и затем монтировались на фасады. Насколько, на ваш взгляд, ар-деко сохраняет свой дух при переходе на современные технологии изготовления скульптурных элементов?

Ким Ен Гир: Конечно, проектируя все элементы фасадов и декора, мы изначально рассчитывали на индустриальный метод их изготовления. Становится ли ар-деко от этого менее достоверным? Лично мне так не кажется. Скорее, именно технологии позволяют нам соединить прошлое и будущее архитектуры, воссоздать на уровне эмоций и впечатлений образ этого роскошного стиля.

Насколько активно заказчик принимал участие в выборе декоративных решений и материалов?

Ким Ен Гир: Дом «Достижение» — это результат очень вдумчивой и внимательной совместной работы. Помню, как мы выбирали камень для отделки фасадов: у заказчика изначально было требование, чтобы материал был светлым, однородным, без характерных вкраплений. Мы пересмотрели огромное количество образцов, нашли идеальный, а затем не менее тщательно подбирали материалы, призванные оттенить благородную текстуру камня. Этот проект в моей практике является примером самого вдумчивого и качественного подбора всех, даже самых незначительных деталей. Теперь, когда дом «Достижение» почти достроен, я люблю приводить сюда коллег, чтобы показать, «как надо».

-7

Исходя из стилистики здания, были ли у вас и заказчика какие-то особые требования к оконным конструкциям?

Ким Ен Гир: Мы применили максимально прозрачное, просветлённое стекло. Также использован стемалит с орнаментом, его оттенок мы тоже тщательно подбирали.

В доме много современных инженерных систем, обеспечивающих максимальный комфорт проживания. Насколько они влияли на процесс проектирования и на саму архитектуру «Достижения»?

Ким Ен Гир: Системы комфорта здесь спроектированы с большим вниманием к тому, как они влияют на планировки. Мы сделали всё возможное, чтобы оптимизировать размещение шахт. Для архитектурного облика, прежде всего, для сохранения красоты фасадов, традиционным вызовом становятся кондиционеры, и для них мы придумали технические лоджии, спрятанные в нишах. И здесь я вновь хотел бы поблагодарить заказчика – именно вдумчивое отношение Sminex ко всем вопросам, связанным с проектированием «Достижения», позволило реализовать нечто столь знаковое и грандиозное. И это не пустые слова: больше 90% квартир проданы ещё до сдачи дома в эксплуатацию.

-8
-9

Насколько широко, на ваш взгляд, идеи ар-деко применимы в современной архитектуре?

Ким Ен Гир: Не думаю, что такую стилистику можно и нужно ставить на поток. Это всегда штучная эксклюзивная история. В данном случае заказчик во многом отталкивался от локации: «Достижение» соседствует с комплексом ВДНХ, многие здания которой построены в духе неоклассики или сталинского ампира. Нам хотелось создать визуальный и стилистический диалог с этим знаменитым ансамблем. И всё получилось.

Вы уже сказали о том, что задача ар-деко в современном прочтении – пробудить эмоции, а не просто дублировать решения прошлого. Какие чувства, как вам кажется, дом «Достижение» вызывает у современного горожанина?

Ким Ен Гир: Ощущение надежности, респектабельности, спокойствия. И, конечно, индивидуальности. Это дом, который выделяется на фоне своего окружения и безоговорочно претендует на роль доминанты и нового символа района.

-10