Найти в Дзене
Москва 125

Будущее наступило: всё о беспилотном трамвае в Москве

«Я лучше пешком буду ходить, но в такой трамвай не сяду» — подобной была первая реакция жителей Строгино на новость о запуске беспилотного маршрута. Было это ещё в феврале 2022-го, когда подобная затея казалась, мягко говоря, неосуществимой, и вызывала много вопросов.
А вопросы существенные: кто будет переводить стрелку во время движения, будут ли ходить обычные составы, что будет в случае аварии на путях? Впрочем, на все из них у инженеров-конструкторов и специалистов по внедрению AL в убран-среду ответы имеются. Немного ликбеза от специалистов Дептранса:
- За дорогой следит искусственный интеллект, он же управляет движением трамвая.
- Ориентируется на местности благодаря лидарам — лазерным локаторам, расположенным на носу трамвая. Они сканируют пространство и безошибочно определяют препятствие на расстоянии от двух сантиметров до 250 метров, а круговой обзор их составляет 360 градусов. Грубо говоря, и муха не проскочит незамеченной.
- В дополнение к локаторам — 6 камер и радаров
Оглавление

Весной 2024-го в Москве запустили первый беспилотный трамвай. Как это работает, насколько безопасно и что думают обычные пассажиры — в нашей новой статье.

«Я лучше пешком буду ходить, но в такой трамвай не сяду» — подобной была первая реакция жителей Строгино на новость о запуске беспилотного маршрута. Было это ещё в феврале 2022-го, когда подобная затея казалась, мягко говоря, неосуществимой, и вызывала много вопросов.

А вопросы существенные: кто будет переводить стрелку во время движения, будут ли ходить обычные составы, что будет в случае аварии на путях?

Ликбез Дептранса

Впрочем, на все из них у инженеров-конструкторов и специалистов по внедрению AL в убран-среду ответы имеются. Немного ликбеза от специалистов Дептранса:
-
За дорогой следит искусственный интеллект, он же управляет движением трамвая.
- Ориентируется на местности благодаря
лидарам — лазерным локаторам, расположенным на носу трамвая. Они сканируют пространство и безошибочно определяют препятствие на расстоянии от двух сантиметров до 250 метров, а круговой обзор их составляет 360 градусов. Грубо говоря, и муха не проскочит незамеченной.
- В дополнение к локаторам — 6 камер и радаров, прикреплённых в кабине машиниста и над лобовым стеклом.
- Благодаря собранным данным и умному мониторингу местности
искусственный интеллект «читает» расположение стрелок, дорожные знаки, сигнал светофоров, заблаговременно замечает человека на путях, а также помехи в виде мусора или автомобиля (мало ли что бывает!).

Ещё одна важная особенность беспилотного трамвая: непрерывное самообучение. Нейросетка, встроенная в состав, фиксирует все данные о поездках, от уровня расхода энергии и количества остановок до возможных помех на путях, и пополняет свою базу «опыта». Поэтому чем дольше катается такой трамвай, тем он «умнее».

Детали тест-драйва

Маршрут номер 10 с мая курсирует от улицы Кулакова до станции метро «Щукинская». Поначалу он вызывал недоумение: крупные буквы на бочине состава складывались в фразу «Это беспилотный трамвай». Те, кто не следит за новостями, воспринимали это как шутку. Но быстро понимали, что людей в вагоне нет — только машинист, который не держит руки на руле. И правда, первое время трамвай катался без пассажиров, но со специалистом внутри, который наблюдал за работой системы, оценивал риски и вёл отчёт по «полевой» работе на путях. К слову, за несколько месяцев тестирования не было ни одного сбоя — искусственный интеллект показал себя знатоком дорожного движения и плавных поворотов.

В конце августа жители заметили, что трамвай стал кататься по маршруту «пустым» — тест-драйв с машинистом окончился, и искусственный интеллект взял всё в свои руки. Однако, чтобы особо бдительные граждане не переживали или по ошибке не попытались сесть в него, у остановок разместили специальные баннеры. Они предупреждают, что идёт обкатка беспилотника.

Другое мнение

Скептицизм местных к тому времени сменился любопытством и азартом. Мы спросили у жителей Строгино, согласились бы они прокатиться на беспилотном маршруте.

«Я рискну, мне интересно» — Юлия Кузнецова.
«Я тоже» — Виктор Иванов.
«Присоединяюсь» — Марина Комягина.
«Я бы села» — Анна Бондарева.
«Я сяду, но главное, чтобы на поворотах не гнал и стрелку переключал» — Лекс Фишер.

А как вы относитесь к беспилотному трамваю? Согласились бы на нём прокатиться?

Чтобы быть в курсе последних новостей своего района и всего города, подписывайтесь на наш Телеграм-канал Москва 125.

Автор статьи: Ксения Богатырева, редактор М125