Найти тему
МотоМир

Переключается быстрее, чем Quickshifter

В автомобилях уже несколько лет наблюдается процесс перехода от механических коробок передач к автоматическим. Электромобили, в свою очередь, часто вообще обходятся без трансмиссии. Что касается скутеров, то проблема механической передачи начала проявляться с момента выхода на рынок легендарной Vespa PX. Бесступенчатая вариаторная система, используемая в скутерах, отличается от традиционной механической трансмиссии с зубчатыми колесами. В современном мире, где люди чаще предпочитают делегировать трудные задачи, мы видим тенденцию к упрощению управления мотоциклами, по крайней мере, в механическом плане.

При этом вспомогательные системы переключения, такие как Quickshifter и Blibber, уже зарекомендовали себя, устраняя необходимость использования сцепления. Однако трансмиссия Honda DCT обладает большой массой и высокой стоимостью, что делает её вряд ли подходящей для спортивных мотоциклов. Хотя и электронное сцепление Honda освобождает от традиционного сцепления, переключение все равно требует ручного выполнения. Новая система Yamaha, получившая название Y-AMT, нацелена на автоматизацию обычной механической коробки передач. На начальном этапе разработки Yamaha интегрирует систему с уже известным двигателем CP3. Новый MT-09 Y-AMT станет первой моделью Yamaha, оснащенной данной автоматической трансмиссией.

-2
-3
-4
-5
-6
-7

Переключение передач в новой Yamaha MT-09 с системой Y-AMT происходит мгновенно и бесшумно, вне зависимости от режима работы, нагрузки или оборотов двигателя. Это достигается благодаря высокой точности и четкости, что превосходит большинство Quickshifter. Даже в обычных условиях езды мотоциклисты зачастую могут не замечать эту инновацию. Однако система не лишена некоторых особенностей. В ручном режиме, который предлагает различные варианты отображения, можно легко переключиться на шестую передачу, но она становится доступна лишь после преодоления более 2500 оборотов в минуту.

В автоматических режимах D система управления электронной трансмиссией не допускает использование шестой передачи, и для водителя становится сложнее переключать передачи при значительном наклоне мотоцикла. Режим D фиксирован и, как правило, отвечает либо спортивному, либо уличному стилю езды. Осваивать управление довольно легко, хотя иногда, даже после 300-километрового тест-драйва, левая нога всё еще инстинктивно пытается переключить передачи. MT-09 можно оставить на первой передаче, что исключает необходимость в стояночном тормозе, или на нейтральной, позволяя легко перемещаться без ключа.

-8
-9
-10
-11

В общем, система Y-AMT на MT-09 демонстрирует впечатляющую работу и разнообразие настроек, что делает тестирование незабываемым. Она позволяет мотоциклу создавать уникальное "музыкальное" настроение, в то время как легкая вибрация служит хорошей основой для этого опыта. В остальном Y-AMT аналогична недавно представленному MT-09, включая широкий спектр электроники. Доплата в 500 евро за данную систему вполне оправдана, особенно с учетом наличия бесключевого доступа. Yamaha MT-09 Y-AMT должна появиться в продаже у дилеров в конце этого года.

В мае 2024 года был выявлен патент, предшествующий Y-AMT, который демонстрирует новые технологии на примере платформы CP2, применяемой в двухместных моделях MT-07, R7 и Ténéré 700. С помощью внешних механизмов Yamaha управляет сцеплением и переключением передач. Дополнительные исполнительные устройства вместе с блоком управления добавляют около 2,8 кг веса, однако, убрав рычаги сцепления и ножные переключатели, общий вес может составить 2,2-2,5 кг, что сопоставимо с системами, предложенными BMW (ASA) и KTM (AMT).

-12
-13
-14
-15
-16
-17

Новая система Y-AMT предоставляет пользователям три режима вождения, значительно улучшая процесс переключения передач. Среди них есть ручной режим (MT), в котором передачи переключаются с помощью кнопок на левом переключателе. Интересно, что для повышения и понижения передач используются разные кнопки, но они действуют на один и тот же датчик. Это позволяет при спортивной езде управлять переключением одним указательным пальцем, не отрывая большого пальца от руля. Режимы D и D+ являются полностью автоматическими: они самостоятельно регулируют переключение передач и работу сцепления. Режим D+ ориентирован на спортивный стиль вождения, в то время как D обеспечивает более плавное переключение на низких оборотах. Дополнительный переключатель интегрирован в современную арматуру переключателей 900-й серии, расположенную на MT-09 и Tracer 9.

Первой серийной моделью, оснащенной новым Y-AMT, стала Yamaha MT-09, получившая соответствующий индикатор в названии. Yamaha уже анонсировала новую версию MT-09 Y-AMT для модельного года 2024. Интересно, что новый контроллер трансмиссии теперь не расходует дополнительное топливо. Yamaha утверждает, что расход топлива для MT-09 и MT-09 Y-AMT одинаков — 5,0 литра на 100 километров. Однако следует отметить, что новая система добавляет 2,8 кг к весу мотоцикла, что увеличивает общий вес версии Y-AMT до 196 кг, в то время как базовая MT-09 весит 193 кг.

С внедрением нового контроллера трансмиссии обновляется и электроника Yamaha MT-09 Y-AMT. Знакомый TFT-дисплей с размером 5 дюймов (12,7 см) получает новую графику, демонстрирующую активный режим трансмиссии. Кроме того, новый MT-09 также оборудован системой интеллектуального ключа Yamaha, позволяющей запускать двигатель без ключа, который можно оставить в кармане куртки — несмотря на это, его все же нужно повернуть для зажигания.

Появление системы Y-AMT на Yamaha Tracer 9 также кажется вероятным. На это указывает одна из последних сцен в тизерном видео нового Y-AMT, где показана ситуация в городских условиях, когда мотоцикл тормозит и переключается на пониженную передачу. Эта функция отлично подходит для текущей модели Yamaha с адаптивным круиз-контролем, Tracer 9 GT+. Также Yamaha намекает на возможность внедрения круиз-контроля в новых моделях, причем для 2025 года это касается исключительно моделей CP3, так как устройства 700-й серии не обладают данным функционалом. Вероятно, MT-10 столкнется с отменой производства, аналогичной судьбе R1 после перехода на стандарт Евро5+.