Найти тему

Меровинги (Белорусь)

Оглавление
-2
-3
-4
-5

-6
-7
-8
-9
-10

-11
-12
-13
-14
-15

Заряница. Язык просветов

Теория символизма является частью Актики и рассматривается в разделе символизма, познакомиться с которым можно в данной презентации (пока только на белорусском языке):

Актика. Символизм (Узоры Свадзеі. Прасьветы)

Вместе с изложением теории символизма в этом разделе выстраивается особый символический язык.

«Заряница» — это визуальный символический язык, созданный на основе матрицы традиционного белорусского народного орнамента.

«Заряница» — результат применения общих принципов символизма и конструктивной лингвистики. Это не объяснение орнамента в его традиционном употреблении. Изучение такого языка позволяет освоить символизм активным образом, как навык и умение.

В понимании Актики символ — это знак, который означает сам себя, своё действие — действие создания знака. Символическим значением звука являются усилия по его образованию, а символическим значением образа — движения по его рисованию. Если значение имени произвольно, то значение символа представляется им самим. Символизм предшествует языку.

Символ создаётся матрицей символа. Смысл накладывается на матрицу символа как уточная нить на основу ткани. Смысл символа просвечивает через матрицу знака, поэтому в Актике называется просветом. Матрица символа всегда присутствует в любом символе.

-16

В основе символизма находится соответствие двух целостностей, великой и малой — макрокосма и микрокосма. Великой целостностью является весь мир, весь смысл вообще. Малой целостностью является матрица знака. Всё, что есть в великой целостности, имеет соответствие в малой. Великая целостность может уменьшаться, но принцип соответствия остаётся всегда.

-17

Все просветы одной матрицы составляют круг просветов. Любому смыслу соответствует один из просветов. И, поскольку матрица знака растеризует и упрощает смысл, одному символу соответствует множество смыслов.

-18

С одной стороны, значение символа как действия универсально. С другой стороны, оно зависит от той великой целостности, с которой соотносится матрица знака. Эта целостность должна быть известна носителям символического языка. Первичное значение символа — это его действие, и только во вторую очередь предмет или явление, которые его воплощают. Символ не имеет устойчивой предметной закреплённости. Словесный перевод символа переводит его в порядок языка, и символизм исчезает.

-19

Символический язык или язык просветов становится возможным тогда, когда просвет заключается в матрицу предложения. Язык просветов является языком только на уровне синтаксиса. Любой отдельный просвет «Заряницы» уже является предложением. В одиночной матрице просвет становится актом или предикатом.

-20

Движется.

Части предложения отделяются знаком креста. В двойной матрице предложения первый просвет означает персону или субъект, а второй — акт.

-21

Преодоление происходит.

В тройной матрице первый просвет означает персону, второй — акт, а третий — объект. В «Зарянице» матрица предложения может иметь только три ячейки. Все остальные отношения (каузы, локуса, результата) выражаются усложнением простого предложения.

-22

Преодоление идёт к завершению.

Каждая ячейка предложения может содержать не только один просвет, но целую матрицу отношений. В матрице отношений первая часть — всегда главная, а вторая — зависимая. Есть два вида матрицы отношений. Первый вид называется матрицей свёртки, означает отношения тождества и выражается словами «тот, который». Отношения тождества изображаются крестом со скобкой сверху.

-23

Победа, которая возвращается.

Второй вид называется матрицей развёртки, означает отношения владения и выражается словами «тот, у которого». Отношения владения изображаются крестом со скобкой снизу.

-24

Победа возвращения.

Когда вторая часть матрицы отношений заполняется также матрицей отношений, образуются более сложные дополнения — развёртка свёртки и свёртка развёртки.

-25

Блестящая победа блестящего возвращения.

-26

Блестящее преодоление идёт к полному свершению.

Предложение может быть свёрнуто в более плотную единицу — корень. Собственно, один просвет — это уже единичный корень. Два просвета образуют двойной корень, а три — тройной. Внутри корня не может быть матрицы отношений.

-27

Победа изучает. = Блестяще побеждать.

-28

Победа изучает возвращение. = Блестяще побеждать возвращение.

Когда сложные корни включаются в матрицу отношений, образуются слова.

-29

Блестящее-преодоление стремительно-идёт к полному-свершению.

Матрица предложения может заполняться предложениями. В таком случае создаётся рассказ или развитое предложение. Части рассказа отделяются крестами со скобками сверху и снизу.

-30

То, что преодоление происходит, приводит к тому, что свершение исполняется

Несколько последовательных предложений образуют полотно или текст. Предложения полотна отделяются особым знаком разрыва.

-31

Преодоление происходит. Свершение исполняется

«Заряница» — довольно лёгкий символический язык, усвоить который можно за полчаса. Как и все символические языки, это язык поэзии и магии.

Стихотворение Алеся Рязанова «Сеятель» в переводе на «Заряницу» будет выглядеть так:

-32

Не вернется воин,

Не вернется странник,

Вернется сеятель...

Всегда возвращается сеятель.

Алесь Рязанов

Символический перевод может быть и намного более простым. Так может выглядеть символическое исполнение песни о роднике и девушке:

-33

А дзе ж тая крынічэнька, што голуб купаўся?

А дзе тая дзяўчынонька, што я заляцаўся?

Ой жаль, жаль мне будзе, возьмуць яе людзі,

возьмуць яе людзі, а мне не будзе.

А ўжо з тае крынічэнькі валы ваду п’юць.

А ўжо тую дзяўчыноньку за руку вядуць.

Ой жаль, жаль мне будзе, возьмуць яе людзі,

возьмуць яе людзі, а мне не будзе.

А я тую крынічэньку тыччам ператычу,

А я тую дзяўчыноньку клічам пераклічу.

Ой жаль, жаль мне будзе, возьмуць яе людзі,

возьмуць яе людзі, а мне не будзе.

Полотно может иметь много измерений. Если полотно имеет больше одного измерения, предложение должно оканчиваться знаком напрвления. Предложение, имеющее два знака напрвления, читается в обе стороны.

-34

Победа возвращается. Возвращение побеждает.

Многомерное полотно образует пространство просветов, которое может читаться во все стороны со всех сторон. В пространстве просветов любой проствет предложения может стать просветом другого предложения.

-35

Первичный индо-европейский язык, созданный поэтами-ришами, изначально представлял собой звуковой символический язык, в котором каждый звук был символом, а корни образовывались как свёртки символических предложений. Символический язык легко становится основой языкообразования при закреплении знаков за явлениями и превращении символов в имена. В таком качестве «Заряница» как визуальный символический язык может стать одной из письменностей Свамовы.

-36

Символизм — это, в первую очередь, не символы, а точка зрения, которая превращает всё в символ. Изучение символического языка возвращает человека к символической позиции, учит читать мир как символ и выражать смысл символично. Рене Генон писал, что сама по себе медитация на традиционный символ может стать событием инициации.

P. S.

Создавать тексты на «Зарянице» можно используя шрифт «Просвет».

Скачать шрифт

Пользоваться шрифтом не так и просто, поскольку соотношения кириллических букв и знаков в данном случае почти произвольны. Для справки можно пользоваться следующей таблицей знаков:

-37

Знаки синтаксиса:

-38
-39
-40
-41
-42
Белорусский орнамент Берегиня
Белорусский орнамент Берегиня
Белорусский орнамент багацце
Белорусский орнамент багацце

Белорусский орнамент шифр народа

05.07.2023

Белорусский орнамент шифр народа

Белорусский орнамент,  есть традиционный набор символов и цветов, которые использовали наши предки много столетий с дохристианских времен.

Эти цвета имеют глубокую символику. Белый фон — цвет чистоты. Красный — цвет солнца, крови как символа жизни, и вообще символ жизни

Знак плодородия, изобилия плодов земных. Ношение его призвано повысить жизненную силу, усилить способность к чадородию.

-45

Солнечный знак — ромб с отростками. Интересно, что на древних костяных или деревянных изделиях, на женских гребнях, которые носили на голове и которые должны были быть оберегами, солнечный знак изображали как кружочек с точкой посередине.

В текстиле кружочек не сделаешь, он трансформировался в ромб. Ромб с загнутыми концами, так называемая свастика, — тоже солнечный знак, знак круговорота солнца. Его можно увидеть в Беларуси на женских фартуках еще в начале ХХ столетия.

Знак земли – перечеркнутый ромб с точками.

-46

Символ человека — восьмиконечная розетка. Это еще индоевропейский мотив.Эти знаки признаются исследователями как основные. Несомненно, их было больше, но какие-то забылись, а какие-то уже невозможно расшифровать.

У белорусов не было символов смерти

— Все эти символы — очень сильные знаки, которые должны оберегать человека. Хоть мы сейчас не вкладываем в них смысл оберега. А наши предки верили, что они помогают. Поэтому и не было у нас знаков, которые символизировали бы смерть, боль, горе.

Вы задумывались над тем, почему орнамент на одежде помещают только в конкретных местах — на вороте, на манжетах, вдоль манишки, на головном уборе вокруг лица. Они есть там, где прорехи, где зло может проникнуть к телу человека. Все остальное защищено тканью. А полотно ткалось на кроснах, на которых эти знаки были нанесены.

1. Звезда человека на небе; 2. Солнце дает силу и урожай; 3. Луна бережет детей от ночных страхов; 4. Огонь лечит от простуды и немочи; 5. Перун оберегает от дурного глаза, своими стрелами карает чертей; 6. Дед на том свете молится за здоровье, счастье живых родных; 7. Козерог лечит и оберегает всю живность от болезней и нечистиков.
1. Звезда человека на небе; 2. Солнце дает силу и урожай; 3. Луна бережет детей от ночных страхов; 4. Огонь лечит от простуды и немочи; 5. Перун оберегает от дурного глаза, своими стрелами карает чертей; 6. Дед на том свете молится за здоровье, счастье живых родных; 7. Козерог лечит и оберегает всю живность от болезней и нечистиков.

Вышила солнце, чтобы сын выздоровел.

Наши предки верили в магическую силу символов и знаков.

— У белорусов существовала великая культура обрядовых рушников. В каждом регионе ткали, вышивали свои — где-то от неурожая, где-то от засухи, в военные времена — чтобы лихо обошло деревню. Где-то в деревне женщины собирались и ткали за одну ночь, — рассказывает Евгений Сахута.

В книге немало таких примеров.

Восьмидесятилетняя бабушка вспоминала, как у нее заболел сынок. Ничто не помогало. А как только вышила она узор солнца, сын сразу выздоровел.

— У меня двое старших детей умерло, — рассказывала другая женщина. — Боюсь, как бы не умерла и Соня. Я вышила два рушника с узором ребенка. Один отнесла в церковь и повесила на икону Божией Матери, другой — на могилу деда.

У белорусов была даже своя астрология.

— Ночью и днем бабки-гадалки смотрели на небо — на солнце, луну, звезды. Потом советовали нам, что вышивать на рушниках.

-48

доктор искусствоведения Евгений Сахута

Нужно понимать, что каждый символ обозначал что-то особенное и выполнял свою функцию. Наблюдения за окружающей природой помогали мастерам переносить на свои изделия формы веточек, цветов, деревьев и даже вазонов, которые стояли в каждом деревенском доме. О самых интересных символах мы сегодня рассказываем.

Узоры жизни

Вышивают эти мотивы тогда, когда нужно просить Бога, чтобы человек пришел в чувство (рис. 1).

-49

Когда у женщины нет детей, изображают такой символ. Чтобы выразить идею расцвета природы, жизни, вышивают символ Солнца (рис. 2), который помещается в символ Земли (рис. 3). Этот узор широко известен в белорусском ткачестве. Когда-то его можно было увидеть в каждом крестьянском доме, поскольку он считался чудодейственным. Называют его по-разному: Жизнь, Весна, Ярило. Это один из древнейших символов, в котором зашифрована тайна жизни.

-50
-51

Урожай и плодородие

В дохристианские времена главными богами считались бог Солнца и богиня Мать-Земля. От них зависела вся жизнь на Земле. Они любили друг друга, имели детей — Ярило и Весну. От Ярило  и пошло все добро: рожь, ячмень. Образ его в народном воображении олицетворял пробуждение природы после зимнего сна. Ярило воплощен во многих узорах. Один из них изображает его на коне (рис. 4).

-52

Еще один важный символ урожая — Жытняя Баба (рис. 5). Ее делали из снопа, перевязывали его полотенцем, поливали водой и ставили под иконами. Женщины считали, что Жытняя Баба вылечивает от женских болезней, помогает при родах. Кто ценит ее, тот всегда имеет хороший урожай.

-53

Изображали на ткани и Каплю (Дождь) (рис. 6). Говорили в народе: «Будет дождь идти — будет хлеб расти».

Образ Матери

Образ матери (рис. 7) с ребенком характерный для искусства всего мира, но у белорусов пользуется особенной любовью. Наши предки прославляли женщину-мать (рис. 8), украшая ее символом многие свои изделия.

-54
-55

Наивысшее воплощение любви, доброты и красоты — мать и ребенок (рис. 9), которые воодушевляли мастеров и художников всех времен и народов. Этот образ очень любили белорусские ткачихи и вышивальщицы.

-56

Любовь

Очень интересно то, как молодые девушки выражали свои чувства через вышивку. Были узоры, обозначающие любовь, которая начиналась (рис. 10), любовь в расцвете (рис. 11) и любовь без взаимности (рис. 12). Женщины рассказывали, что все, что они пережили  и увидели, они вышивали на покрывалах и полотенцах. Когда девушка влюблялась в юношу, она вышивала полотенце с голубем и голубкой. Он узнавал об этом и приезжал свататься.

-57
-58
-59

Когда в браке не было детей, бабушки советовали женам вышивать Мать-Родительницу и Святое Древо (рис. 13). Не знаю, было ли связано это с вышитыми символами, но у женщин переставал болеть живот, они рожали детей, и семья была счастливая.

-60

Праздники

Наши предки чтили традиции. Праздник был неотъемлемой частью жизни любой деревни. Каждое событие отражалось в вышивке. Популярностью пользовались купальские мотивы (рис. 14), Масленица (рис. 15), свадьба. Кстати, в народе Масленица и Купалинка — родные сестры, поэтому часто изображались вместе.

-61
-62

Образы языческой мифологии

Эта тема наиболее популярна сейчас среди  молодежи. Изображения богов все чаще является мотивом для созданий коллекции одежды, сувениров.  Если поездить по деревням Брестской области, то можно увидеть на крышах домов и на калитках узоры солнца, месяца и т.д. Сейчас такие изображения выполняют чисто декоративную функцию.

Древо жизни

У многих народов в древности бытовал культ священного древа жизни. Символ вечности, бесконечности. Популярным был этот символ и у древних христиан. Особенно почитали дуб как символ мощи и непокорности. Священные дубы были центрами языческих капищ. Ствол и ветви деревьев украшали рушниками. Еще недавно в народе бытовало поверье, что нельзя срубать старинные дубы, чтобы не навлечь на себя несчастье.

Русалка

Трагичная, неразделенная любовь девушки воспета в художественном творчестве многих народов Европы и  связывается обычно с образом русалки (рис. 16). У белорусов есть  такая легенда о русалках: жила
в Несвиже красивая девушка. Увидел ее пан и  соблазнил, а затем уехал в Варшаву на учебу. Пошла девушка к озеру и с горя утопилась. Ее часто видели ночью — она стала русалкой. А через год вернулся домой пан. Пошел однажды к озеру. Завлекла его девушка в воду, защекотала и утопила. Сейчас в Несвижском парке около замка Радзивиллов стоит памятник русалке.

-63

Наряду с Купаллем у  нас есть праздник Русалле. Когда-то он был связан с аграрной магией, верой в русалок, которые распоряжались водной стихией и обеспечивали урожай. Был это и праздник девушек, в котором сочетались энергия молодости и трагизм несчастной любви, радость и печаль, обрядовая магия и обычное веселье.

Символы защитников семьи

Женщины вышивали рядами символы, которые охраняли семью и защищали от всех бед.

Вот один из таких примеров (рис. 17). В первом ряду  Параскева-Пятница с венчальными коронами по сторонам, опекунша женщин, матерей. Она дает сильную семью, здоровых, послушных детей, обеспечивает согласие и любовь в семье. Во втором ряду — узор Солнца, которое согревает и освещает Землю и все живое на ней. Символ Матери — Земли-кормилицы — защита от нечистой силы, болезней. Узор Перуна охраняет от беса, чертей.  Наконец, Жыжаль должен обеспечить тепло в доме, уберечь от дурного глаза. Эти и подобные символы были оберегами семьи.

-64

Вера

Важным было также обозначить такие события, как: Радуница (рис. 18), Деды, Гадания (рис. 19 (2)).

-65
-66

Также были символы, которые использовались во многих узорах, дополняя общую картину. Например: Звезда — символ человека (рис. 20), символы предков (рис. 21), Песня (рис. 22), Хлеб (рис. 23), узор женской доли (рис. 24).

-67
-68
-69
-70
-71

Каждый узор несет в себе тот или иной смысл, раскрывает определенную идею. Одни узоры символизируют память о предках, вторые высказывают обращение к богам-покровителям, третьи олицетворяют природные явления, четвертые отображают чувства и надежды человека.

-72

Образ(ы) взят(ы) из инфополя. Компиляция. Экспликация. Архивация