Найти тему
ArtLabAnna

Базовые основы живописи

Оглавление

Живопись — это искусство работы с цветом. Другими словами, художник-живописец передает глубину и объемы с помощью оттенков, а не форм.

Классическая живопись, как академический рисунок, — это канон. Зная ее законы, можно создавать реалистичную, а главное — живую картинку. В этой статье разбираем основные принципы такой живописи и даже немного углубимся в физику.

Светотень и теплохолодность

Светотень — это градация от темного к светлому, благодаря которому на рисунке появляется объем и фактура. Базу светотени обычно разбирают на примере простого шарика.

У светотени есть свет, полутень, собственная тень, падающая тень и рефлекс. Но на цветном изображении они отличаются не только яркостью, но и оттенком. Поэтому в живописи о светотени часто говорят параллельно с теплохолодностью.

Теплохолодность — это динамика теплых и холодных оттенков на картине, благодаря которой она становится живой. В контексте светотени в большинстве случаев работает следующее правило: если свет теплый, то тень будет холодной (и наоборот). Оно не абсолютно, но встречается часто.

Акцент

Акцент — это выделение предмета, на которое должно быть направлено внимание зрителя. Акценты можно расставлять с помощью разных приемов, но в случае живописи используют цвет.

Главное правило — тон акцента должен отличаться от остальных на картине. Например, быть темнее, насыщеннее или ярче остальных. Если сделать акцент слишком разительным, рискуешь добиться эффекта неуместности.

Ахроматические цвета

Ахроматические цвета — это базовая тройка: белый, серый, черный. Они отличаются только по светлоте. В классической живописи ахроматические цвета никогда не используются в чистом виде. В CG это правило соблюдать необязательно, но полезно знать, почему оно вообще появилось.

В классической живописи не бывает ахроматических цветов, потому что их не бывает в природе. Белый, серый и черный отвечают как раз за светотень. Поэтому их добавляют в другие краски, чтобы получить более темные или более светлые оттенки. Хотя, даже в этом случае старые мастера рекомендуют использовать смеси из хроматических цветов. Так проще получить нужный оттенок, который впишется в картину и не будет всепоглощающим черным пятном.

С белым и серым правило работает менее строго, но и их нужно разбавлять цветом, иначе картина будет смотреться плоско.

Дополнительные (контрастные) цвета

Прежде чем говорить о дополнительных (или контрастных) цветах, нужно поговорить о типах смешения оттенков. Их всего два: оптическое и механическое

Под механическим смешением понимают стандартное, когда ты берешь краски и смешиваешь их на палитре.

Оптическое смешение основано на волновой природе света, то есть на подтвержденной теории о том, что луч света — это электромагнитная волна. От ее длины зависит, какой цвет мы видим. Таким образом, оптическое смешение можно получить если, например, направить на проектор два световых луча разных цветов. Кроме того, оптическое смешение на картине возможно, если изобразить рядом мазки разных оттенков.

Дополнительные цвета на цветовом круге расположены напротив друг друга, и потому при оптическом смешении «поглощают друг друга» и дают белый. Примеры таких пар:

  • красный и голубовато-зеленый;
  • оранжевый и голубой;
  • желтый и синий;
  • фиолетовый и зеленовато-желтый;
  • зеленый и пурпурный.
Цветовой круг
Цветовой круг

Как это поможет в живописи? Если такую пару смешать механическим способом, получатся оттенки пониженной насыщенности. Благодаря этому можно получить мягкий серый цвет и выровнять тональность всей работы. Кроме того, контрастные цвета хорошо смотрятся вместе.

Цветовая гамма

Цветовая гамма — это оттенки, преобладающие в картине. Она может быть теплая, холодная, пастельная, бледная и так далее, в зависимости от того, какой тон выделяется больше всего.

Цветовую гамму лучше продумать до того, как начинаешь работать. Собери оттенки на палитре. Если идей нет, можно использовать готовые с других работ, или кадров из фильмов. Особенно хорошо этот подход подойдет для учебных работ.

Гармония и колорит

Гармония — это цветовое единство картины. Это значит, что цвета сочетаются и дополняют друг друга. Понятие немного пересекается с цветовой гаммой. Разница в том, что только если в картине есть гармония, можно говорить о том, что у картины есть цветовая гамма. Иначе, это просто хаотичный набор оттенков.

Еще одно схожее понятие это колорит. Оно означает согласованность цветов в зависимости от освещения: все оттенки должны быть подобраны с учетом его влияния. Например, ты задумал картину: небо и земля. Небо голубое, земля зеленая. Но источник света — фонари — дают желтый свет. Таким образом, ты должен изменить оттенок неба и земли с учетом освещения.

Воздушная перспектива

Воздушная перспектива — это физическое явление, из-за которого ближние предметы кажутся нам четкими, насыщенными и контрастными, а дальние — блеклыми, голубоватыми, с мягкими контурами. Если использовать это знание в работе, твои пейзажи будут более глубокими.