Найти тему
Ридус

Европа теряет автопром: полупустые автозаводы пойдут «под нож»

Оглавление

Предупреждение Volkswagen AG о возможной ликвидации некоторых заводов и рабочих мест в Германии - это проверка реальностью для анемичного автомобильного рынка Европы, которому грозит ещё больше закрытий.

Почти треть крупных заводов по производству легковых автомобилей пяти крупнейших европейских автопроизводителей (BMW, Mercedes-Benz, Stellantis, Renault и VW) была недозагружена в прошлом году, выпустив менее половины машин, которые они могли бы производить. Это показал анализ данных Just Auto, проведённый Bloomberg. Закрытие предприятий усилит опасения, что регион столкнётся с затяжным экономическим спадом из-за отставания от конкурентов.

Автозавод Mercedes-Benz. © ru.wikipedia.org
Автозавод Mercedes-Benz. © ru.wikipedia.org

Пирог усыхает

Ежегодные продажи автомобилей в Европе остаются примерно на три миллиона машин ниже доковидного уровня, что оставляет заводы незанятыми и ставит под угрозу тысячи рабочих мест. Во вторник VW отменил гарантии занятости в Германии, которыми работники пользовались десятилетиями.

Неожиданное снижение спроса на электромобили и усиление конкуренции на ключевых экспортных рынках в США и Китае означают, что производителям приходится экономить в Европе, чтобы противостоять экспансии Tesla и китайских производителей во главе с BYD.

"Всё больше автопроизводителей борются за куски меньшего размера. Некоторым предприятиям придётся закрыться", - прогнозирует независимый автомобильный аналитик из Гамбурга Маттиас Шмидт.

Растущие трудности

Угроза закрытия заводов в Европе в последние годы усилилась, поскольку нехватка рабочей силы привела к росту зарплат, а расходы на электроэнергию резко увеличились. Если ситуация не изменится, это нанесёт удар по экономике региона: на долю автомобильной промышленности приходится более 7% валового внутреннего продукта ЕС и свыше 13 миллионов рабочих мест.

Заводы по сборке автомобилей часто являются опорой локального сообщества, обеспечивая работой бесчисленное множество близлежащих предприятий - от поставщиков запчастей для двигателей и транспортных компаний до местной пекарни, доставляющей продукты в столовую для персонала.

Ситуация выглядит особенно тяжёлой в Германии, где автопроизводители и их поставщики борются с переходом на электромобили после того, как на протяжении десятилетий лидировали в производстве хорошо спроектированных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.

Компания BMW на днях предупредила, что её прибыль пострадает из-за проблем с тормозами у производителя запчастей Continental AG и слабого спроса в Китае. Всего несколько часов спустя VW подтвердил свои планы по сокращению производства и персонала.

Автозавод BMW. © ru.wikipedia.org
Автозавод BMW. © ru.wikipedia.org

Коэффициент использования производственных мощностей, необходимый автомобильному заводу для получения прибыли, может варьироваться в зависимости от целого ряда факторов. Но будет справедливо предположить, что загруженное менее чем на 50% от своей мощности предприятие является убыточным. На это указал аналитик Bloomberg Intelligence Майкл Дин.

Препятствия на пути к ликвидации

Закрытие заводов в Европе не является чем-то новым. Три года назад компания Honda остановила английский завод в Суиндоне, сократив около 3000 рабочих мест. Но обычно это последнее средство в регионе, где профсоюзы и политики могут оказывать значительное влияние на принятие корпоративных решений.

План VW по остановке производства должен быть одобрен наблюдательным советом, в котором большинство мест занято государственными политиками и представителями профсоюзов. Французское правительство, которому принадлежит 15% акций Renault, приступило к преобразованию северного региона страны в центр по производству аккумуляторных батарей.

В Италии Tavares обсуждает с Rome планы по переносу производства на более дешёвые площадки за пределами страны. Этим летом Stellantis приостановила производство электромобилей на заводе в Мирафиори на несколько недель, когда в первом полугодии объём производства там упал на 63%.

"Автопроизводители захотят закрыть некоторые заводы, чтобы сократить расходы и стать более конкурентоспособными. Проблема будет заключаться в том, чтобы убедить профсоюзы", - резюмирует Шмидт.