Найти тему
Исчезнувшая история

Трусость капитана сыграла решающую роль. История кораблекрушения «Медузы» – французского флота посленаполеоновских времен

Оглавление

Морские путешествия всегда связаны с высокой опасностью. Французская эскадра «Медуза» стала одним из примеров ужасов океанских трагедий. Что произошло на судне и почему выжило только 15 человек из 365 находившихся на борту, разбираемся подробнее.

Фрегат «Медуза». Гравюра Жан-Жерома Божана. 1816 год
Фрегат «Медуза». Гравюра Жан-Жерома Божана. 1816 год

Цель оправдывает средства

В экспедицию 1816 года отправилась эскадра из 4 кораблей, одним из которых была «Медуза». Перед ними стояла задача от французского правительства: восстановить права Франции на территорию Сенегала. Напомним, что они были утрачены после подписания Парижского мира антинаполеоновской коалицией 30 мая 1814 года, который отменял все наполеоновские завоевания и возвращал Францию к границам 1 января 1792 года.

Состав экипажа на «Медузе» был слишком необычным: судовая команда, 2 роты солдат, чиновники колониальной администрации и члены их семей, ученые, переселенцы. Всего насчитывалось около 360 человек на корабле, что является довольно большим количеством для судна такого типа. Непонятно, для чего требовалось так много народу. Также через время выяснилось, что фрегат не был подготовлен для длительного плавания.

Командование кораблем взял на себя капитан Дюруа де Шомарей, восстановивший свои права в 1815 году после падения Наполеона. До этого его перерыв в морских плаваниях составляет около 20 лет. Такому капитану не только корабль, но и жизнь практически четырехсот пассажиров можно и нужно доверить, не правда ли?

В чем основная суть истории

2 июля 1816 года «Медуза» села на мель около берегов Западной Африки. Капитан, собрав совет, принял решение строить спасательные плоты. Но в этот же вечер поднялся шторм, корабль начал тонуть, а пассажиры в панике стали занимать шлюпки.

Схема: плот «Медузы». Автор - инженер Александр Кореар
Схема: плот «Медузы». Автор - инженер Александр Кореар

Далее произошло то, что вызывает очень много вопросов — капитан корабля, собрав своих приближенных, погрузился в одну из шлюпок и обрубил связывающие ее канаты с плотом. Остальные матросы и пассажиры остались кто на борту, кто на плоту.

17 человек не покинули фрегат, однако когда корабль обнаружили, пассажиров уже было всего трое. 73 человека спаслись на парусниках, на которых через 4 дня они догнали другие корабли эскадры возле берегов Сенегала. Еще 147 человек смогли перебраться на плот «Медузы», однако их оторвало от шлюпок капитана и унесло в свободное плавание. Через тринадцать суток флот «Аргус» обнаружил только 15 живых человек на плоту (пятеро их них в итоге даже не ступили на сушу).

Что подать на ужин? Как выживали пассажиры на плоту «Медузы»

По прошествии пары дней еда на плоту стала заканчиваться, а люди постепенно умирать. Ситуация привносила панику и разочарование в оставшуюся доля рассудка неудачливых пассажиров. Мятежи против вздорных офицеров, самоубийства от безысходности ситуации, драки с помощью ножей и дубинок, — и это только первые несколько дней.

Далее в ход пошел каннибализм, так как есть больше было нечего. Раненые, все в язвах, изможденные, находящиеся под открытым солнцем люди уже не верили в спасение. Многие просто пытались жить, а скорее выживать в таких тягостных условиях. При появлении на тринадцатый день на горизонте фрегата «Аргус» никто не поверил в происходящее: многие были уверены, что это просто мираж.

А ведь таких страшных событий можно было избежать, но все шло против. Капитан Дюруа де Шомарей получил свое место по протекции, устраивал множество конфликтных ситуаций на борту, всячески унижая офицеров. А затем вообще приказал обрезать канаты, соединяющие его шлюпку и плот с другими пассажирами. Скорее всего, он слишком боялся за свою жизнь и забыл старый морской закон, что капитан всегда остается со своей командой.

Непонятно также, как эскадра могла потерять один из флотов. Странно, что попадание на мель также не было замечено другими фрегатами. Это остается большой загадкой, ответ на которую не нашли ни после прибытия кораблей, ни после проведенного расследования.

«Медуза» на полотне

Попытки наказать провального капитана не увенчались успехом, также как и не получилось спасти всех пассажиров. Французский художник Теодор Жерико увидел в этом событии символическое отражение судьбы своих соотечественников после краха наполеоновской империи. Еще молодой, но с большими надеждами, он приступает к созданию своей картины.

Картина Теодора Жерико «Плот «Медузы»
Картина Теодора Жерико «Плот «Медузы»

Основной замысел работы — показать борьбу человека со стихией, страдания каждого отдельного пассажира. На лицах персонажей читаются разные эмоции, но бесчеловечности и жестокости на них не увидишь, хотя это было в действительности. Жерико не оставляет ни намека на зверское поведение и каннибализм.

Картина изображает момент, когда пассажиры плота видят спасительное судно — «Аргус». Его можно назвать самым эмоциональным и захватывающим в этой истории. Уже совсем истощенные, люди не верят в происходящее. Герои изображены на картине слишком атлетичными для скитальцев по морю. Дело в том, что Жерико таким образом попытался вывести проблему на общечеловеческий уровень.

Показ картины во Франции не увенчался успехом — полотно отнесли к XI классу и убрали подальше в угол музея. Английский импресарио Баллок предлагает Жерико показать картину в Великобритании. Через несколько месяцев она была там высоко оценена, так как публика любит морские сюжеты, а также не против позлословить насчет французских моряков. Как вы думаете, чья настоящая вина в этой трагедии? Слишком алчного до земель Людовика XVIII или неопытного капитана Дюруа де Шомарея? А может, обоих?