Любая война запоминается не только своей жестокостью и многочисленными смертями, но и настоящими героями, среди которых нередко звучат имена не только солдат, но и обычных людей. Есть еще одна категория героев, о которых говорят очень мало. Они делают свою работу тихо, спокойно и молчаливо, почти как тени, но на самом деле это настоящие ангелы, которым удалось спасти десятки жизней людей, так беспощадно уносимых войной.
Евгению Соколову немецкие пленные прозвали «Фройляйн Энгель», что в переводе означает «девушка-ангел».
Молодая медсестра в феврале 1943 года попала в Сталинград по распределению. Ей было поручено лечить немецких военнопленных.
Заключенные содержались на территории заброшенного овощехранилища. Условия были плачевные: их размещали не в специальных бараках, а в бетонных чанах, предназначенных для хранения овощей. По воспоминаниям Евгении, они буквально сидели «как килька в бочке».
Медсестра, надев белый халат поверх ватника, спускалась в чан по веревочной лестнице абсолютно одна, без сопровождения. Лишь наверху стоял охранник с оружием наготове на случай, если кто-то решит напасть на девушку.
Евгения приносила пленным таблетки и перевязывала раненых. Но чаще всего ей приходилось констатировать факт смерти.
Вопреки страхам девушки, пленные немцы ждали ее с нетерпением. Они обращались к медсестре «Фройляйн Энгель», ведь в тот момент она была единственной, кто заботился о заключенных. В знак благодарности узники складывали ей в карман солдатские поделки и сувениры, а кто-то даже фотографии своих семей.
К сожалению, во время работы Евгения заразилась тифом и была отправлена на лечение. Узнав об этом, немецкие военнопленные молились о здоровье девушки. А после выздоровления медсестру перевели в Москву для ухода за советскими солдатами.
В 1944 году в госпиталь, где работала Евгения Соколова, поступил старший лейтенант Андрей Черкашин. Из-за серьезного ранения молодому мужчине хотели ампутировать руку, но он так ругался с врачами и не давал этого сделать, что персонал смирился, и за его уходом была назначена та самая Женя.
Благодаря профессионализму врачей и заботе этой девушки руку молодому лейтенанту всё-таки сохранили. Черкашин понял, что вместе со спасением своей руки ему посчастливилось встретить свою судьбу, и сделал Евгении предложение.
Через 10 лет бывшая медсестра вместе с мужем, по его службе, оказалась в Берлине. Неожиданно к Жене подбежал немец и, поцеловав руку, вручил ей букет фиалок: «Фройляйн Энгель! Сталинград. Мы молиться за вас!»
Воспоминания Евгении Соколовой и Андрея Черкашина о войне запечатлены в книге «Обручённые войной. Записки из семейного архива двух фронтовиков». Она есть в продаже и будет интересна тем, кто увлекается историей, особенно из первых уст.