Найти в Дзене
Московские Новости

Стресс, недосып и ссоры с родителями: как школьная «домашка» влияет на детей и отменят ли ее в России

Оглавление

Спорам вокруг школьной «домашки» уже десятки лет: одни ученые утверждают, что внеклассные задания положительно влияют на успеваемость ребенка, другие — считают их одной из причин тревоги и стресса у подростков. Поэтому, например, в Японии младшие классы освободили от домашней работы, а в Польше учителя не имеют права задавать ее и оценивать вплоть до 8 класса.

Домашнее задание в школе: польза и вред

Необходимость домашнего задания в школах — предмет дискуссий между преподавателями, родителями и самими учениками еще с середины XX века. Опрос центра Pew Research, проведенный среди американских подростков 15–17 лет, показал: дети тратят на выполнение «домашки» все больше и больше времени. В 2010-х на это уходил в среднем час, в нулевых — 44 минуты, а в 1990-х — 30 минут. Мнения исследователей и экспертов по поводу этой тенденции и эффективности домашних заданий расходятся.

Аргументы «за»

  • В Университете Дьюка (США) проанализировали взаимосвязь между успеваемостью и домашней работой. Выяснилось, что школьники, которые регулярно делают уроки дома, лучше усваивают информацию и получают более высокие оценки в школе. Это касается учеников старше 12 лет (в младших классах такую корреляцию не зафиксировали): «домашка» помогает им лучше понять тему и закрепить знания.
  • Согласно исследованию благотворительной организации Education Endowment Foundation, у домашней работы есть и «неакадемические» преимущества: ребенок учится ответственности, тайм-менеджменту и работе над задачами разной сложности. Причем наиболее эффективными заданиями эксперты назвали те, которые предполагают работу в группах со сверстниками, и работы, связанные с цифровыми технологиями.
  • По данным общественной организации British Council, домашнее задание помогает ученикам развивать исследовательские навыки и умение искать информацию. Кроме того, в обучение ребенка вовлекаются родители, что приводит к укреплению связей в семье.
Фото: IMAGO / TASS
Фото: IMAGO / TASS

Аргументы «против»

  • Ученые Стэнфорда выяснили, что школьники и студенты, которые тратят более двух часов в день на «домашку», чаще страдают от проблем с ментальным и физическим здоровьем. Так, внеклассные занятия отнимают много времени и приводят к снижению физической активности, что негативно сказывается на осанке и зрении. Кроме того, согласно ряду исследований, боязнь не справиться с материалом и долгие часы за учебой после школы приводят к развитию тревожности и депрессии.
  • Канадские и австралийские исследователи провели опрос среди семей об их опыте выполнения домашнего задания по математике. Оказалось, что сложные задачи приносят больше вреда, чем пользы: дети и их родители сталкиваются с проблемами со сном, чаще ссорятся, у подростков появляется чувство разочарования в самих себе.
  • Американские ученые опросили более 4,3 тыс. учеников средней школы, чтобы доказать: у подростков, которые тратят больше времени на «домашку», несбалансированная личная жизнь. Они не уделяют время другим внеклассным активностям по интересам и меньше общаются с родственниками и друзьями.
Фото: Донат Сорокин / ТАСС
Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Сколько времени ученик должен тратить на домашнее задание

В Минпросвещения РФ в 2023 году разработали методические рекомендации по организации домашней работы. В документе прописано, что объем внеклассных заданий не может превышать 50% от объема работы, выполненной на уроке. По нормам СанПиНа, число заданий на дом должно регулироваться в зависимости от возраста ученика:

  • в 1 классе — не более 1 часа в день;
  • во 2–3 классах — не более 1,5 часа в день;
  • в 4–5 классах — не более 2 часов в день;
  • в 6–8 классах — не более 2,5 часа в день;
  • в 9–11 классах — не более 3,5 часа в день.
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru

До 6 класса включительно учителям рекомендовано не задавать «домашку» на выходные, а в праздничные дни и во время каникул — освобождать от внеклассных заданий всех школьников без исключения. Но практика показывает, что дети тратят на домашние задания гораздо больше времени, чем положено — учителя нередко не синхронизируют работу между собой и задают на дом все, что не успели пройти в классе.

Ирина Абанкина профессор Института образования НИУ ВШЭ У нас очень большая перегрузка детей — это, в свою очередь, влияет на проблемы со здоровьем, в том числе осанку, желудочно-кишечный тракт, зрение. Это происходит из-за плохого чередования деятельности, длительного сидения за партами и отсутствия активного отдыха.

В каких странах отменили домашнее задание

В Японии от домашней работы освободили учеников начальных классов.

В Израиле власти рекомендовали полностью упразднить внеклассные задания вплоть до шестого класса. А если школы не хотят отказываться от этой практики, то объем «домашки» не должен превышать 10–30 минут в день в зависимости от возраста.

С апреля 2024 года школы Польши не имеют права не только задавать домашнее задание ученикам 1–8 классов, но и ставить оценки за его выполнение.

В США домашнее задание обсуждается между учителями и родителями: от него нередко отказываются в пользу физических и творческих активностей. Отдельные законы принимают и на уровне штатов: например, власти Калифорнии рекомендовалишколам полностью отменить внеклассные задания.

Отменят ли домашние задания в школах России

Летом 2023 года вице-спикер от партии «Новые люди» Вячеслав Даванков предложилполностью отменить домашнюю работу. По его словам, родители московских старшеклассников жалуются на огромные нагрузки и отмечают, что ученики «вынужденно списывают» ответы из онлайн-ресурсов, чтобы осталось время на подготовку к ЕГЭ. Но полный отказ от «домашки» многие сочли слишком радикальной мерой: в России внеклассная учеба давно стала частью системы образования.

Вадим Ковригин доцент Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова В странах, где учащимся ничего не задают на дом, традиции совсем другие. Учащиеся проводят в школах, как правило, больше времени, и больше внимания там уделяется внеучебной деятельности. Учебный процесс более гибкий: перерывы длиннее, времени для общения с учителем вне официального урока больше. А в условиях массовой российской школы домашнее задание — это один из самых важных инструментов хоть какой-нибудь индивидуализации образования, контроля успехов в изучении предметов школьниками и их мотивации.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова высказалась за сокращение объемов домашней работы. Она отметила, что необходимо минимизировать типовые задания, которые легко выполняются с помощью готовых ответов из интернета и нейросетей.

Яна Лантратова первый заместитель председателя комитета Госдумы по просвещению Чтобы вместо монотонного переписывания ребята действительно напрягали свой разум, решали какие-то нестандартные задачи. [Идею] полностью отменить домашние задания я бы не поддержала, а вот сделать их адекватными, сократить объем, считаю, безусловно, нужно.

Эту точку зрения поддерживают и сотрудники Московского городского педагогического университета (МГПУ).

Юлия Челышева доцент МГПУ, педагог-психолог, кандидат педагогических наук Эффективность задания зависит не от количества потраченного времени, а от качества полученных знаний. Поэтому задание может носить очень простую форму, например, обменяться тетрадками с другом и проверить его классную работу дома — это будет более эффективно, чем переписать 3 раза одно и то же упражнение дома, когда ребенок просто не понимает, что и зачем ему надо делать. Наиболее эффективной была бы форма закрепления научных знаний в творческой деятельности. Например, есть одна недоказуемая теорема — докажите. Или переведите язык теоремы на язык стихотворения, напишите в стихах информацию или определение теоремы.

В апреле 2024 года во время послания Федеральному собранию президент России Владимир Путин заявил, что в школах необходимо сократить число проверочных работ и объемы домашней работы. Этот вопрос на контроль взял Рособрнадзор.