Найти тему

Дирижерская палочка Чайковского

Среди предметов из драгоценных металлов, принадлежавших Чайковскому, особняком стоит дирижерская палочка, попавшая к нему в 1889 году по завещанию пианиста и композитора А. Гензельта.

Рассказывая историю этой палочки в книге "Прошлое русской музыки", первый директор музея Н. Т. Жегин сообщает интересную подробность: "Зная, что Гензельт был знаком с Шуманом и Мендельсоном, Петр Ильич сейчас же понял, что палочка принадлежала одному из них, — иначе какой же смысл был бы Гензельту оставлять ему по духовному завещанию совершенно простую дирижерскую палочку. Петр Ильич был так обрадован подарком, что сейчас же свез ее к ювелиру Фаберже и заказал разукрасить ее серебряными лавровыми листочками и неоднократно потом высказывал, что это подношение — самое драгоценное из всех, им когда-либо полученных".

А. Л. Гензельт — пианист, композитор, педагог. 1880-е гг.
А. Л. Гензельт — пианист, композитор, педагог. 1880-е гг.

Гензельт Адольф Львович. Письмо к П. И. Чайковскому. 9 ноября 1888 г. Копия М. И. Чайковского
Гензельт Адольф Львович. Письмо к П. И. Чайковскому. 9 ноября 1888 г. Копия М. И. Чайковского

Н. Т. Жегин — первый директор Дома-музея П.И. Чайковского в Клину в 1916-1937 гг.
Н. Т. Жегин — первый директор Дома-музея П.И. Чайковского в Клину в 1916-1937 гг.

Н. Т. Жегин был знаком с М. И. Чайковским и, общаясь с ним, мог узнать многие подробности из жизни его брата Петра Ильича.

Н. Т. Жегин у террасы Дома-музея П. И. Чайковского. 1930-е гг.
Н. Т. Жегин у террасы Дома-музея П. И. Чайковского. 1930-е гг.

Если верить его словам, только после работы ювелира простая деревянная палочка приобрела украшение в виде серебряной рукояти с награвированной надписью: "Завещана А. Гензельтом П. Чайковскому", и обвивающей ее по спирали лавровой ветви.

Открытое письмо. Н. Т. Жегин в рабочем кабинете. 1927 г.
Открытое письмо. Н. Т. Жегин в рабочем кабинете. 1927 г.

Но согласиться с утверждением Жегина, что работа была сделана именно в мастерской Фаберже, затруднительно, так как других подтверждений этому у нас нет. Клеймо же на рукояти — "Н. Я" в овале — принадлежало Н. Д. Яничкину, владельцу мастерской серебряных изделий в Петербурге в 1888 — 1895 годах.

Г. Белонович