ВАЗ-2108 выпустили в 1984 году на Волжском автомобильном заводе (ВАЗ) в Тольятти , и он стал первым переднеприводным автомобилем в СССР. Разработка автомобиля велась заводом ВАЗ совместно с немецкими специалистами из Porsche, которые помогали с конструкцией и технологией.
Из 3500 узлов и деталей от классических «Жигулей» ВАЗ-2108 получила только одну — поршневой палец двигателя.
Дизайн разработали советские специалисты под руководством М. Демидовцева. Пластиковые бамперы делали в Италии, но первая партия оказалась бракованной.
Сборку ВАЗ-2108 проверяли многократными краш-тестами в СССР и Германии. Передний привод потребовал от водителей привыкания к новому управлению. Но несмотря на это многие граждане мечтали владеть этим автомобилем. И не только в натуральную величину.
Для коллекционеров масштабных моделей ВАЗ-2108 стал интересной новинкой и желанным экземпляром в масштабе 1:43.
Производство авто моделей ВАЗ-2108 началось ближе к концу 1980-х годов на Саратовском заводе «Тантал/Агат».
В результате получился миниатюрный и копийный автомобиль.
Для этой модели были использованы совершенно новые пресс-формы. Модель открывашка — все двери, включая заднюю у нею подвижные.
"Советскими" авто модели ВАЗ-2108 были недолго. Уже в 1991 году на их днищах и коробках появилась надпись "Сделано в России".
К тому времени система нумерации моделей уже была отменена.
Стремясь снизить издержки производства и увеличить прибыль от продаж, производитель с энтузиазмом приступил к выпуску различных модификаций: на одно донышко можно было устанавливать разные типы кузова и использовать детали из бракованных партий.
Технологии тех времён не отличались высокой степенью соблюдения стандартов, что привело к тому, что многие модели ВАЗ-2108 из 90-х страдают от «цинковой чумы», и только первые партии не имеют этого недостатка.
Некондиционные партии также не уничтожались. Например, если кузов был повреждён лишь частично, бракованную часть спиливали. Так появились пикап с имитацией съёмного тента и кабриолет «Наташа».
Ещё раз отмечу, что эти автомодели производились не в какой-то маленькой мастерской, а на Саратовском заводе.
В середине 90-х годов, когда на Волжском автозаводе был проведён рестайлинг «восьмёрки» — автомобиль получил удлинённое крыло и капот, саратовские производители также не остались в стороне и выпустили масштабную копию этого ВАЗа.
Саратовцы всегда держали марку и следили за новинками отечественного автопрома. Когда новая модель автомобиля сходила с конвейера автозавода, вскоре появлялась её уменьшенная копия в масштабе 1:43.
Все статьи про саратовские автомодели можно найти в подборке: Тантал/Агат