Автор материала Дмитрий Гудз – сисадмин ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, друг Егора Летова. В своё время поддерживал в рабочем состоянии компьютеры ГрОб-Рекордс.
10 сентября Егору Летову исполнилось бы 60 лет.
В сентябре 2007-го года, почти за полгода до своей смерти, Егор Летов удивил меня политическим заявлением. Он вообще умел удивлять, даже шокировать. Сами его произведения оказывают часто шокирующие впечатление на неподготовленного слушателя. И в этом нет ничего ненормального. Имидж панка, принятый им с самого начала творческого пути, к этому даже обязывал. Егор сказал, добродушно улыбаясь:
– Ты знаешь, почему у нас в стране всё так плохо?
Вопрос был задан совершенно неожиданно. Мы только что привезли в его новую квартиру часть вещей со старой. Переезд затягивался на несколько месяцев из-за ремонта. И обыкновенно после этого мы слушали винил из его коллекции и говорили сугубо о музыке. Но политика меня интересует с детства, поэтому я живейше переспросил:
– Почему, Егор?
– Потому что Ельцин умер.
Что? Человек, который при жизни первого российского президента ни словом, ни действием не выражавший не только поддержки, но даже намека на одобрение его действий, сейчас говорит о значимости его смерти. Всё это я обдумал за секунду. Решил, что Летов делится со мной одной из своих ироничных издевательских концепций. Без знания которых нельзя правильно понять смысл некоторых исполняемых им песен. Например, таких как: «Общество память», «Кто сильнее, тот и прав», «Хей, брат любер» или «Всё идёт по плану». Поэтому, не выказав удивления, улыбнувшись в ответ, я со значением, произнес:
– Конечно, он же был гарантом конституции. Основного закона, по которому мы живём…
– Вооот… Как же мы теперь без гаранта… Совсем пропадём. – Сказал Егор Летов, как бы намекая, что теперь незыблемости конституции нам никто не гарантирует. И ведь оказался прав.
Именно из-за подобных концептуальных заявлений у многих складывается впечатление, что политические взгляды лидера ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ менялись часто и кардинально. Порой на совершенно противоположные. Во множестве интервью он делал разные заявления, не всегда можно отличить его искренние слова, сказанные из осознанного понимания идеи, от абсурдистских издевательских концепций, которыми он пародировал и высмеивал то или иное политическое течение. Сложно, но всё-таки возможно, из всего высказанного Летовым, выделить то, что является искренним убеждением. Дело в том, что личность человека формируется с детства. С того момента, когда он начинает осознавать свое положение в обществе и мире в целом. Именно тогда он принимает базисные жизненные принципы, которыми руководствуется впоследствии. И в случае с Егором мы можем четко понять это, сопоставив, что и как он говорит в своих интервью.
О коммунизме: "Идеи коммунизма для меня были самоочевидны с детства как понятия добра, справедливости, равенства, братства. Мне говорил о них мой отец, участник Великой Отечественной войны, майор, военный, сейчас секретарь райкома Компартии Российской Федерации. Сам я сын рабочего класса: начинал трудовой путь штукатуром на стройке, работал на Омском шинном заводе, заводе имени Баранова. Первое творчество было оформление наглядной агитации… Люблю советскую песню, воспитался на ней и теперь хочу ее исполнять — «Товарищ», «На дальней станции сойду». Первого мая на смотровой площадке на Ленинских горах, у МГУ, я пел «И вновь продолжается бой» Пахмутовой, люблю Таривердиева" – это было сказано после выступления на митинге «Трудовой России», позже ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА запишет целый альбом песен советских композиторов.
В ряде интервью Летов называет себя советским националистом. Так как за 70 лет правления советской власти возник новый, ранее небывалый народ, — советский. В тоже время, считая его потомком, естественным наследником великого русского народа, который — первый в мире — путем революции героически воплотил в реальность идеал, мечту, надежду всего человечества на справедливое государство. «Отказавшись от изможденной, пережившей себя религии, он возвел на вселенский престол не раба божьего — но человека, труженика. Хозяина собственной судьбы». В этом высказывании мне видится влияние Федора Михайловича Достоевского, которого Летов неоднократно называл своим любимым русским писателем. Именно от Достоевского, как я думаю, он перенял манеру концепцию героя, в словах и действиях передавая исповедуемую им философию. Как Достоевский, вкладывавший некоторые националистические высказывания в уста откровенно отталкивающих, неприятных персонажей, в поздних интервью Егор высказался о националистах откровенно негативно. Заявив, что не желает, чтобы его ассоциировали с ними. В семье Летовых национализм культивироваться просто не мог. Федор Дмитриевич Летов, отец Егора, считал себя воспитанником советской системы. Мать Тамара Георгиевна - с Украины, из казачьего рода. Таким образом, нет никаких оснований подозревать Егора Летова в национализме на полном серьёзе.
Прежде всего, всё творческое наследие ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, его многочисленные поклонники связывают с анархизмом. И вновь подтверждение этому мы находим в интервью: "Я, наверное, как был, так и остался панком, анархистом и тому подобное. Мне, по-прежнему, близок этот мир, но он стал шире. Это задача такая — становиться шире, пока мы здесь, насколько можно. Для этого есть и практики, и средства, а главное — внутренняя потребность. За последние лет 10 я поимел такой колоссальный опыт, в том числе и трансперсональный, который перевернул многие мои глупости и сделал меня таким, каков я есть. Скажем так: если раньше я был панком-анархистом местечково-политического характера (с экзистенциалистским уклоном), то теперь стал эко-анархистом, или «духо»-анархистом, и меня занимают вселенские проблемы".
В последних альбома это нашло очень яркое отражение в песнях: «Долгая счастливая жизнь», «Вселенская большая любовь», «На той стороне. На другом берегу».
И вновь в этой анархистской концепции я вижу влияние прочитанных книг. Изрядную часть обширной летовской библиотеки, книжные стеллажи стояли вдоль одной из стен его комнаты, составляла фантастическая литература. Были советские авторы: Беляев, Стругацкие, Алексей Толстой, но большинство - иностранные Артур Кларк, Альфред Бестер, Роджер Желязны, Рэй Брэдбери и Гарри Гаррисон. Герои последнего - отчаянные авантюристы, исследователи дальнего космоса и покорители невиданных миров. Эти сюжеты будоражили воображение, которое строило собственную вселенную Егора Летова. Думаю, песня «Слава психонавтам» целиком является гимном этому состоянию погружения в фантастический мир. Но не одна лишь фантастика являлась источником анархистских идей. Исторический опыт страны также нашел отражение в них: "Анархия для меня — это явление сугубо политически-экономическое. Нечто из области того, что пытался в свое время воплотить в реальность Нестор Махно в Гуляйполе. Этакое «вольное самоопределение», существующее за счет свободного обмена товарами и прочее…»
Кроме того, известно, что Летов стоял у истоков Национал-большевистской партии. Стоит заметить, что НБП изначально была организацией людей, которые в принципе против системы. А с каких позиций: ультралевых или ультраправых - неважно. Поэтому назвать Летова национал-большевиком было бы сложно. Хотя он и собирался регистрировать местное отделение в Омске, на собрания не приходил. В акции на первое мая, куда другие участники ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ вышли со скандальными партийными флагами, пугая бабушек из КПРФ, он тоже не участвовал.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дружище Летова едва ли возможно отнести к тому или иному политическому течению, поскольку ему, бунтарю и творцу, было бы тесно в любых рамках, даже своих собственных: "Мы как были, так и остаемся бунтарской, даже, сверхбунтарской группой. Просто линия фронта сдвигается все глубже и дальше, теперь она за пределами политики, идеологии, религии".
«Я всегда буду против!» – поётся в одной из ранних песен. И возможно, это простое объяснение является самым верным. В некоторых человеческих культурах принято, чтобы всегда была высказана альтернативная точка зрения. И терпимость по отношению к инакомыслию является нормой. Разумеется, если оно не несет негативный человеконенавистнический характер.
- «МАШБЮРО: сибирское сообщество рок-н-ролла»: присоединяйтесь!