Найти тему

Фигура Льва Николаевича Толстого в произведениях художников

Оглавление

В моей домашней библиотеке нет Льва Толстого. Верней была его "Анна Каренина". Маленькая такая pocket book. Впервые я ее читала в школе. Впечатление от нее, как впрочем и от "Войны и мира", осталось обрывочное. Навязанное школьной программой мнение. Ломка при написании сочинения ощущалась особенно остро. Тем более, что осилить оба тома "Войны и мира" я смогла только урывками.

К "Анне Карениной" вернулась несколько лет назад. В несезон, когда было мало работы занимала свое свободное время чтением. Перечитала с неким удивлением и переворотом мыслей. Неудивительно. Столько лет прошло со школы. Все эти свадьбы, разводы, дети, друзья и не друзья - стало реалиями и в моей жизни. Сейчас, по прошествии нескольких лет, думаю имеет смысл прочесть еще разок. Освежить впечатления.

А пока вернемся к Льву Николаевичу, верней к его образу, в живописи.

Портрет писателя Л.Н.Толстого. Николай Ге
Портрет писателя Л.Н.Толстого. Николай Ге

В целом, неудивительно увидеть плеяду передвижников, писавших Льва Николаевича. Да и образ писателя в целом соответствует любимой теме передвижников. Поделюсь небольшой выборкой портретов разных художников.

Почти во всех портретах можно увидеть общее (если не брать во внимание, что изображен один и тот же человек, хаха). Книги. Что неудивительно, все же перед нами портрет писателя, а не сталевара или балерины.

Второе, как одет писатель. Внутренне у меня его желание одеваться мне не близко. Но мы ведь разные, и одежда это то, что по сути является нашим знаменем. Кредо. Я такой/такая. В общем, не являясь крестьянином, он показывал себя им. Однако, я больше вижу в его образе связь с русскими сказителями. Есть что-то былинное. Разве что гуслей нет (без иронии, если что). Сказители для меня нечто чудесное. Они об истории Руси, былины о её героях.

Портрет Л.Н.Толстого. И. Крамской
Портрет Л.Н.Толстого. И. Крамской

Портрет Ивана Крамского

Аскетичный. Сидящий писатель кажется даже немного сердитым. Деликатная, тонкая игра цветов и вдруг обводка. Обратите внимание на голову, по краю волос сверху сделана обводка. И рукав дальней руки тоже подчеркнут обводкой. Она сбивает излишнюю реалистичность портрета, делает более плоской голову и рукав одежды. А вот вокруг переднего плеча Иван Крамской сделал более темный фон, что тоже сделало его более плоским.

Л.Н.Толстой босой. И.Репин
Л.Н.Толстой босой. И.Репин

Портрет босого Льва Толстого

Напомнил мне картину Сурикова "Старик огородник". Разве что ноги у старика огородника черные от загара и работы в поле. Здесь же у писателя в кармане книга, сам он больше похож на отдыхающего в пансионате)) Простите мою иронию.

Картина интересна тем, что в ней создана иллюзия леса. Сам же портрет без резких теней и бликов (это при густом-то лесе за спиной писателя) больше похож на студийный.

Портрет Льва Толстого на террасе

Не устаю восхищаться мастерством и тонкой живописью этого художника. Я о нем писала уже, но думаю поводы возвращаться еще и еще к его творчеству даже придумывать не надо.

Изумительно передан золотистый солнечный свет. Обобщен практически в одно светлое пятно халат. А вот лицо наоборот яркое, контрастное. При этом, глаза блестят.

Портрет Льва Толстова кисти Нестерова

Совсем другой. Колорит картины, все, что написано художником в ней словно уносит нас в глубину веков. Художник создает образ странника. Не даром в руках писателя посох. Любопытно то, что Нестеров использует нейтральный серый цвет. Именно он держит всю картину. Контраст белой бороды и черных еловых лап переводит внимание на лицо.

Л.Н.Толстой на отдыхе в лесу. И.Репин
Л.Н.Толстой на отдыхе в лесу. И.Репин

Портрет четы Толстых Ильи Репина

Мне очень нравится своей теплотой. Там, за кадром кто-то есть, кого внимательно слушает писатель и его супруга. Забыта чашка с чаем, замерло перо, женщина облокотилась на руку и слегка улыбается. Очень теплая домашняя история.

Интересным выглядит контраст темной фигуры писателя и почти сливающейся с фоном его жены. Большое черное пятно фигуры Льва Толстого сразу привлекает внимание. От него взгляд переносится к стопкам книг. Книги и писатель - вот главные герои этой картины.

Портрет Л.Н.Толстого и С.А.Толстой. И.Репин
Портрет Л.Н.Толстого и С.А.Толстой. И.Репин

Чтение рукописи (Л.Н.Толстойи Н.Н.Ге). Пастернак Л.
Чтение рукописи (Л.Н.Толстойи Н.Н.Ге). Пастернак Л.

Две очень похожие картины. Не только потому, что помещение одно и то же. Видите в углу косу? А своды? Да и стол тот же. Разве что ракурс другой.

Л.Н.Толстой в комнате под сводами в Ясной поляне.И.Репин
Л.Н.Толстой в комнате под сводами в Ясной поляне.И.Репин

Пахарь. Лев Толстой на пашне

Ну что же, здесь точно можно назвать крестьянином. Обратите внимание, как картина разделена художником на передний и дальний план за счет контрастов цвета. Передний план белые лошади, черные тени. Поля на дальнем плане словно в дымке.

Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне. И.Репин
Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне. И.Репин