Легендарный барабанщик создал неповторимый стиль игры всей группы.
Тем, кто никак не может проникнуться творчеством Rolling Stones по-настоящему, тем кому всё время чего-то не хватает, лучше всего слушать их по элементам. Это группа с раздвоением, того что называется душой.
С одной стороны, были те, кто занимал переднюю часть сцены — Мик Джаггер, Кит Ричардс и Ронни Вуд. Они, по большей части, всего лишь выставляли себя на показ, а не заморачивались точностью исполнения. Корни же звучания группы уходили в ритм-секцию: Билла Уаймена на басу и, в особенности, Чарли Уоттса (Charley Watts) на барабанах. Если ведущие музыканты часто ходили по краю, то бэклайн стоял на страже, жестко держа фундамент и рамки стиля. Эта выигрышная комбинация, легла в основу одного из самых успешных рок-коллективов в мире.
У мистера Уоттса (умер 24 августа 2021 года в возрасте 80 лет), в жилах не тёк рок-н-ролл. Он воспитывался на джазовой музыке Чарли Паркера и Джерри Маллигана (Gerry Mulligan). Действительно, именно прослушивание барабанов Чико Хэмилтона в “Walkin’ Shoes” Маллигана впервые убедило его взять в руки инструмент.
Сначала он купил банджо, планируя играть в скиффл-группе. Но, не сумев справиться, он снял гриф, поместил деку на подставку, превратив её в подобие малого барабана.
Он никогда не брал уроков. Вместо этого он учился, просто наблюдая за другими барабанщиками в лондонских клубах, и подражал записям любимых героев джаза. Однако в 1950-х годах в Британии было трудно увидеть их во плоти. Профсоюз музыкантов запретил лучшим американским свинг- и джазовым группам пересекать Атлантику для выступлений, опасаясь, что они лишат местных музыкантов работы. Вместо этого они пролетели прямо над Британией и обосновались в Париже, который, к неудовольствию мистера Уоттса, быстро стал джазовой столицей Европы.
После того, как мистер Уоттс провел годы, джемуя с джазовыми музыкантами, в 1961 году Алексис Корнер (Alexis Korner) попросил его присоединиться к его группе Blues Incorporated, чтобы сформировать ритм-секцию с Джеком Брюсом (позже Cream). Согласно лондонским музыкальным источникам, так получилась первая в стране настоящая ритм-энд-блюзовая группа. Alexis Korner’s Blues Incorporated в том виде стала предшественницей великой британской блюзовой волны 1960-х, которая простиралась от Led Zeppelin до Fleetwood Mac и, конечно же, Rolling Stones. В этот момент у мистера Уоттса и произошел главный в его жизни переход из одного жанра в другой. Но разве это что-то изменило в его душе? "Для меня блюз был просто медленной игрой Чарли Паркера", - сказал он позже.
Он взял джазовую размеренность с собой, когда присоединился к Стоунз в 1963 году. В то время как современные барабанщики лондонской сцены, такие как Джинджер Бейкер и Кит Мун, набрасывались на свои барабанные установки, как хулиганы на парковке возле паба, ритм мистера Уоттса спокойно и уверенно продвигал песни Stones вперед. Свинг, на котором он вырос в джазовые годы, дал группе ее сердцебиение: непрерывное, жизнерадостное и в то же время часто воспринимаемое как рок-н-ролльное.
Когда вы слушаете такие яростные хиты The Stones, как например “Jumpin’ Jack Flash” или “Brown Sugar”, скорее всего вы возразите, ведь там барабаны вполне себе прямолинейные, так скажем роковые.
Однако сосредоточьтесь например на "Mother's Little Helper", где всё построено на джазовом свингующем ритме. Именно такие композиции и создали звучание Стоунз отличное от всех других рок-групп раннего периода. Здесь есть нерв, волнение и эмоциональность, которые появляются именно благодаря внутренней подвижности джазового ритма. Все музыканты находятся в правильном напряжении, постоянно пытаясь найти себя и не потерять.
В своих взглядах Уоттс оставался неизменным. Не смотря на то что он ходил в самых роскошных и дорогих костюмах, сшитых на заказ на Сэвиль-Роу, в лондонской мекке мужского костюма, его барабанная установка напоминала эпоху неолита.
В то время как оборудование других барабанщиков становилось все более разносторонним — добавлялись гонги, колокольчики и тамтамы — мистер Уоттс сохранил скромность своего набора, верный своим джазовым корням. Также он использовал и “традиционный” хват, при котором одну палочку держат сверху, а другую снизу.
Вместе с тем, Стоунз никогда не закрывались в жанровом отношении. Rolling Stones чутко держали руку на пульсе музыкальной моды. Например, любовь Джаггера к фанку и регги нисколько не компрометировала звучание группы.
Потому что за барабанами сидел абсолютно не рок-н-ролльный барабанщик, велики Чарли Уотс.
В перерывах между мировыми турами он собирал биг-бэнд и выступал по клубам. Возможно, рок-н-ролл никогда не был у него в крови. По иронии судьбы, это одна из причин, по которой он стал одним из лучших рок-барабанщиков, когда-либо живших.