Найти тему
Megapolis Travel ART

Башня ветров Чубакова: секрет Клавдия и Афины

Таинственное сооружение на крыше петербургского дома родом из Греции, такое возможно? Путешествуем по Петербургу и представляем каким город был раньше и что за тайны хранит все эта удивительная архитектура. В книгах исследователя, журналиста и художника Анны Крицкой город буквально воссоздается из прошлого, начинаешь ощущать атмосферу и настроение. Команда Megapolis Travel ART делится статьей Анны Крицкой об одном из самых загадочных зданий на берегу реки Карповки:

"... В 1912 году на набережной реки Карповки появился дом, на вершине которого разместился архитектурный элемент родом из Античности. Таинственная Башня ветров, известная также под названием "Часы Кирриста", вдохновила петербуржцев на создание необычного сюжета в оформлении грандиозного углового здания.

Фасад дома в 1950-е годы. ЦГАКФФД СПб. Фотодокумент Бр 79754. Бр 79751. Вид жилого дома на углу набережной Карповки и улицы Всеволода Вишневского, 30/15 (бывший жилой дом К. Г. Чубакова, архитектор Р.М.Габе,1911-1912 гг.)
Фасад дома в 1950-е годы. ЦГАКФФД СПб. Фотодокумент Бр 79754. Бр 79751. Вид жилого дома на углу набережной Карповки и улицы Всеволода Вишневского, 30/15 (бывший жилой дом К. Г. Чубакова, архитектор Р.М.Габе,1911-1912 гг.)

Заказчиком дома на набережной реки Карповки, 30, выступил почетный гражданин Клавдий (не Цезарь, но Чубаков), автором проекта - гражданский инженер Руфин Габе. Величественное здание на противоположной стороне от монастыря на берегу реки Карповки походило на языческий храм: орел, венчающий башню (которой было суждено сгореть в пожаре времени), сменялся грифоном; фасад украшали атланты, входные порталы охраняли свирепые львы.

                 Проектные чертежи ЦГИА СПб. Ф. 515. Оп. 102. Д. 7833. Л. 24-27. Л. 28-30.
Проектные чертежи ЦГИА СПб. Ф. 515. Оп. 102. Д. 7833. Л. 24-27. Л. 28-30.

Каким ветром в Петербурге?

Прототип петербургской башни Чубакова, действительно, обнаруживается в Афинах. Восьмиугольное мраморное сооружение высотой 12 метров и диаметром 8 метров, с часами и флюгером находится у подножия Афинского Акрополя. Основание башни уходит глубоко под землю. Древнейший метеорологический памятник, грани которого строго ориентированы по сторонам света, получил свое название в честь восьми больших рельефов с богами ветров вокруг его вершины.

Башня демонстрирует интеграцию архитектуры и науки.

Граждане использовали флюгер в виде Тритона, водяные и солнечные часы для ориентации в пространстве и времени. Нарекли башню, возведенную в честь богини Афины «Аэридес» (Ветры). Также существовало еще несколько названий, к примеру, «Клепсидра» - как упоминание о гидравлических часах, установленных внутри башни, с бурлящими водами из Акрополя.

Авторство афинской башни приписывается астроному Андронику из Кирр. Постройка датируется серединой I века до н. э., но споры о ее более раннем происхождении не утихают до сих пор. По словам А. В. Лоуренса, британского авторитета в области классической скульптуры и архитектуры, профессора классической археологии Кембриджского университета:

«Оригинальность этого здания исключительна, и его характер не соответствует эллинистической архитектуре, какой мы ее знаем ... дизайн явно греческий, как по строгости декоративной обработки, так и по устаревшему методу кровли. Контраст с работой Римской империи необычный, учитывая дату, спустя много времени после римского завоевания Греции»
Астрономическая обсерватории Рэдклифф (Оксфорд)
Астрономическая обсерватории Рэдклифф (Оксфорд)

Башня вдохновила не только петербуржцев. До Клавдия Чубакова и Руфина Габе, еще в XVIII веке английский архитектор Джеймс Уайет использовал образ башни в оформлении Обсерватории Рэдклифф (Оксфорд), построенной на средства состоятельного врача Джона Радклиффа. Черты античного сооружения угадываются во многих знаковых сооружениях мира.

Башня Чубакова в наши дни

Вернемся же к северным водам Карповки. Практически вся картина декоративных элементов оформления фасада дома Чубакова на набережной утрачена. К нашему времени здание кажется безликим, в местах сбивки декора грубые цементные аппликации. Остатки башни признаны аварийными. После частичного восстановления конструктива башни в 2021 году случился сильный пожар, в результате которого была повреждена башня и все кровельные покрытия. В настоящее время ведутся работы по укреплению конструкции, но речи о восстановлении декоративного слоя и возвращения мифических птиц на шпиль здания пока нет.

Внутри намечающейся новой башни до сих пор пахнет гарью, в темных углах пылятся плакаты с азиатскими красавицами, старинные чемоданы и шуршащая на ветру пленка, при этом вид из окон открывается изумительный. Остается только представить, какой комфортной панорамной площадкой Петроградской стороны эта притягательная точка была ранее.

Дом и башня в наши дни. 2024 год
Дом и башня в наши дни. 2024 год

Времена года сменяют друг друга. С осенними ветрами в Петербург приходит особое очарование. Бурные невские воды отражают теплую гамму желтых оттенков садов и парков, гранит звучит мягче, время замедляется. История башни Чубакова на Петроградской стороне нашла отражение в новой акварели. Сила воды, красок, линии графики призваны погрузить зрителя в картины прошлого. Облик Борея, северного ветра, и силуэт невидимого сооружения на берегах реки Карповки проступают сквозь время. Прислушайтесь, присмотритесь, вы обязательно ощутите связь времен и услышите ответы на многие вопросы, задавать которые нужно учиться продолжать.(с) Анна Крицкая"

Борей и петербургская Башня ветров. Наб. реки Карповки, 30. Реконструкция башни. Художник: Анна Крицкая. Акварель, тушь, бумага. 2024.
Борей и петербургская Башня ветров. Наб. реки Карповки, 30. Реконструкция башни. Художник: Анна Крицкая. Акварель, тушь, бумага. 2024.

Это далеко не самое таинственное место. Об истории реки Карповки, находках и новых открытиях, судьбах жителей и архитекторов зданий - читаем в новой книге Анны Крицкой "Тринадцатая сторона Петроградской". Увлекательных маршрутов, открытий и путешествий вам, дорогие путешественники.