Недавно я снова побывала в Александринке, на Новой сцене . Посмотрела спектакль «Демагог» .
Эту постановку режиссёра Хуго Эрикссена я выбрала из-за интересной и нетривиальной темы .
В театре меня привлекает всё, связанное с Античностью. А пьеса «Демагог» написанная Кириллом Фокиным , посвящена событиям V века до нашей эры. Правда сама постановка не привязана к определённому времени и то, что происходило на заре истории легко проецируется на день сегодняшний так как суть конфликта , пройдя через тысячелетия , не изменилась.
В спектакле условные декорации и костюмы, используется экран ,где в определённые моменты транслируют происходящее , герои пользуются связью по скайпу. Но всё это мне не мешало, потому что наблюдать за происходящим на сцене сначала было интересно . Это потом стало противно.
В основе пьесы, написанной Фокиным в 2014 году, лежит реальная история свободного гражданина Клеона, жившего в V веке до н.э. в Афинах, и прозванного Демагогом, что в переводе с греческого буквально означает- «вождь народа», «народный» политик.
Клеон, богатый владелец кожевенной мастерской начал своё восхождение по политической лестнице, засудив на народном собрании «первого гражданина», лидера правящих демократов - Перикла. Своими речами, разжигающими ненависть и поведением, откровенно наглым , Клеон завоевал авторитет и популярность у народа и опираясь на его поддержку поднимался всё выше и выше.
Личность неприятная и деяния его неприглядны - он обвинял философа Анаксагора в том, что тот оскорбляет богов, он предал своего сторонника аристократа Фукидида, украл славу и победу у военачальника Демосфена и т.д.
А граждане почему-то его любили . В спектакле афинский народ - это один человек в чёрном , с экраном вместо лица , на котором меняются портреты разных людей.
«Народ» готов поддержать любой опасный бред, преподносимый с уверенностью, энергией и напором. Клеон в стремлении к власти не останавливается ни перед чем. Но грязную работу выполняют другие. А его главное оружие- слово. Он настраивает простых людей против правящей элиты, находит козлов отпущения, разжигает страх и ненависть , рисует образ врага, играя на эмоциях.
Но всё это наверное, так и осталось бы в области отвлечённых материй, но одно обстоятельство, придаёт действию устрашающую схожесть с днём сегодняшним.
Афины с переменным успехом воюют со Спартой. Клеон обвиняет военачальника в нерешительности, а всех несогласных объявляет врагами народа, предателями, спартанскими выродками и т .д.
Очень красноречива в этом плане история комедиографа Аристофана - бесстрашного (до поры до времени) модника–нонконформиста.
Поначалу молодой и дерзкий, Аристофан пишет и ставит в театре комедию, где фигурирует некий Балабол, в котором все узнают Клеона. Народ смеётся. А как известно, смех убивает страх. Клеон бесится и намекает Аристофану на последствия . Но тот дерзит, заявляя, что он - свободный художник в свободном полисе и имеет право на свободу творчества !
Выглядит Аристофан как молодёжная поп-звезда и ведёт себя так же. Правда, выясняется, что смелость эта подкреплена высоким покровительством противника Клеона, военачальника Никия, а сам поэт просто пешка в политической игре. В чем Аристофан сам и убеждается, когда популярность Никия падает и власть, фактически переходит к Клеону. После очередного представления, драматурга просто «мочат в сортире» в буквальном смысле . К сожалению , режиссёр не удержался от демонстрации этого процесса зрителям. Правда, слава богу, только на черно-белом экране, но всё равно было неприятно. Тем более, что «обработанного» т.е. перепачканного кровью , героя приволокли и бросили на сцену.
Состоялся суд, на котором Аристофан сознался во всех смертных грехах и в предательстве. «Спартанская подстилка» - резюмировал Клеон и бывшего «свободного художника» уволокли. Когда его тащили, за ним тянулся мокрый след.
Потом , после смерти Клеона , Аристофан появляется в финале с новой комедией , в которой труп Демагога пытаются кормить ослиным дерьмом. Актёры в масках зачерпывают какую-то коричневую полужидкую массу и мажут лицо мертвеца. Выглядит это омерзительно! Тут то я и вспомнила Богомолова. Похоже режиссёр спектакля приверженец таких же средств художественной выразительности , какие в своих творениях использует Богомолов.
Весь спектакль для меня разделился на две части- «над» и «под». В первой на сцене были благородные мужи . Перикл , Фукидид, Никий, Анаксагор. Они настраивали на высокую трагедию.
Но по ходу действия , когда благородные аристократы сошли с политической арены и поумирали, кожевенник Клеон быстро поднимается «из грязи в князи». И чем выше забирается он к вершинам власти, тем ниже падает в моральном и человеческом плане. Его внутренний мир убог и лишён понятий благородства и чести, он думает по сути только о своей материальной выгоде. А властью тешит тщеславие .
Действие меняет характер. Клеон превращается в диктатора, власть развращает его всё сильней и действие всё больше наполняется чернухой. К концу спектакля , автор пьесы погрешил против исторической правды, согласно которой реальный Клеон был убит во время боя. Сценический герой по иному закончил свою жизнь.
Нанюхавшись кокаина, он задушил свою жену, расстрелял свою охрану и пустил пулю себе в лоб! Ну а потом его труп поволокли мазать дерьмом , и апофеозом стал жутко омерзительный финал, перечеркнувший всё первоначальное впечатление и оставивший у меня очень неприятное послевкусие.
А жаль!
А как вы относитесь к «чернухе» на театральной сцене ? Приходилось ли вам видеть что-то подобное? Жду ответов в комментариях !😊