Найти тему

Оценивают знания, а не личность: психолог о зоне ответственности школы, родителей и ребенка

Оглавление
   Оценивают знания, а не личность: психолог о зоне ответственности школы, родителей и ребенка
Оценивают знания, а не личность: психолог о зоне ответственности школы, родителей и ребенка

Учебный год стартовал. В процесс включились педагоги, дети и, конечно, их родители. Взаимоотношения между всеми участниками этого процесса не всегда гладкие. И порой самая сложная задача для взрослых и детей понять, где и чья зона ответственности? Об этом Сургутской трибуне рассказала семейный и детский психолог, специалист по разрешению конфликтных ситуаций Татьяна Вшивцева.

«Часто на консультациях я задаю вопрос детям школьного возраста: «Учеба - это чья ответственность? Учеба она чья?»

И получаю разные ответы. Примерно треть детей отвечают, что учителей или мамы, со словами «учителю же это надо», «мама заставляет делать уроки». Еще по 20 процентов отвечают «не знаю» или «моя».

И тогда мы начинаем рассуждать на эту тему с детьми и родителями.

  1. Учитель несет свою ответственность! Он много знает по своему предмету и хочет передать эти знания. Он дает знания, а задача детей их брать. Учитель проверяет, насколько было понятно то, что дал. Измеряет отметками ЗНАНИЯ, а не ЛИЧНОСТЬ ребенка.
  2. Родители отвечают за другое - создание необходимых домашних условий для школьника. Родители помогают выстраивать режим дня, чтобы дети вовремя ложились спать, обязательно гуляли, ели, делали уроки... В соответствии с возрастом учат ребенка выполнять уроки самостоятельно.

И, самое важное, родители помогают детям проживать все чувства, переживания, которые возникают из-за учебы и взаимоотношений с другими участниками этого процесса. Задача родителя поддержать чувства ребенка. Не решать за него проблемы, а предлагать поискать выход. Чтобы ребенок знал, что дома ему всегда поймут и помогут.

Про отличников

Когда дети берут на себя ответственность за учебу, это, конечно, для родителей счастье! Здесь, правда тоже есть свои «подводные камни».

Дети, которые учатся хорошо, абсолютно разные. Одним учеба дается легко, а другие кропотливым трудом и силой воли буквально заставляют себя получать высокие оценки, учить новый материал долгими часами. У всех отличников и хорошистов разные мотивы: заслужить особого внимания, получить похвалу, награду. Некоторые дети конкурируют с кем-то, что-то доказывают или боятся наказаний, недовольства. Есть и те, кому действительно интересно получать новые знания.
Задайте ребенку вопрос: «Для кого ты учишься?», «Когда ты принял решение учиться хорошо?» И обязательно в ответ скажите, что гордитесь его умению нести ответственность за свою учебу.

А как же двоечники?

Родителям, которые взяли на себя всю ответственность за учебу ребенка, приходится очень непросто. Все силы уходят на контроль, напоминания, на поучения, на переживания...
А если мы за кого-то особенно переживаем и контролируем его, то это значит, что мы не доверяем человеку, мы думаем, что он сам без нас не справится. В такой ситуации нет веры в ребенка, а есть жалость или раздражение на него. Что же делать?

  1. Понять, что вы, как родители, самые главные люди для ваших детей. Они ещё дети! Их жизненный опыт 7-16 лет. Они очень нуждаются во взрослом человеке, чтобы получать заботу, защиту, поддержку и помощь. Поэтому не нужно спрашивать с них больше того, что они могут в своем возрасте.
  2. «Дети учатся тому, что видят у себя дома». Они копируют поведение родителей. Если требуете от детей дисциплины, организованности, то покажите пример. Начните тоже формировать полезные привычки. Понаблюдайте, какими видят нас дети, счастливыми или раздраженным. И возьмите ответственность за свое состояние, за свои чувства, чтобы не скидывать напряжение на тех, кто не сможет ответить. Наши чувства – наша ответственность.
  3. Поддерживайте интерес к учебе, формируйте уважение к учителям. Предлагайте для успешной жизни не терять время зря, а развивать свои навыки и умения каждый день. Например, школа тренирует еще и самоорганизованность. Ребенок может научиться планировать свое время, исполнять задания, развивает ораторское искусство, лидерские качества, учится дружить, договариваться и получает массу социальных навыков, а не только зубрит школьную программу. И конечно, уважение и доверие к страшим, к учителям в дальнейшем поможет правильно выстроить отношения с коллегами, со взрослыми родителями. В школе масса возможностей прокачать ребенка как личность.
  4. Еще одно важное правило для родителей школьников: всегда отделяйте поступок вашего чада от него. Он не есть его плохие или хорошие поступки. Если что-то произошло, то обсудите это без обвинений, не надо стыдить или обвинять ребенка. Нужно помочь ему понять последствия его проступка и найти решения, чтобы он этого не повторял. Не решайте за него, а помогайте найти выход из ситуации.

Школа выживания (перечеркнуто) любви

Обязательно отслеживайте эмоциональное состояние школьника.

«Обижулек» надо учить отпускать обиды, проживать злость, чтобы не носили их годами, обдумывая месть.

С активными детьми важно анализировать поступки и учить делать выводы.

С детьми, проявляющими агрессивность, важно прояснить, против чего борются и от чего защищаются? Им важно учиться управлять своей силой, направить ее в нужное русло.

С замкнутыми детьми необходимо выстраивать безопасные и доверительные отношения, чтобы они могли делиться. Вызывать их на разговор, слушать их и подбадривать.

А главное, родителям важно понять, какой язык любви у вашего ребенка, чтобы он чувствовал себя любимым.

Если потерялся контакт с ребенком, то это сигнал, что ему нужна помощь. Будьте внимательны к своим Детям. У них тоже все по –настоящему. Ребенку важно понимать, что он важен для своей семьи. Говорите: «Какое же это счастье, что ты у нас есть!»

Всех с началом учебного года! Пусть он будет интересным, неповторимым и удивительным!

Татьян Вшивцева, семейный психолог

Ссылка на статью: https://stribuna.ru/articles/video-report/otsenivayut_znaniya_a_ne_lichnost_psikholog_o_zone_otvetstvennosti_shkoly_roditeley_i_rebenka/