Найти тему

Психологические механизмы счастья

Что такое счастье с точки зрения глубинной психологии.

Счастье как чувство или эмоциональное переживание.

Счастье
Счастье

Счастье это сложно уловимое, мимолетное чувство, при котором нас переполняет нечто, большее, чем мы сами. Мы как бы тонем и растворяемся в большом объеме радости, нас переполняют эмоции, мы фонтанируем энергией, даже если бурно ее не выражаем. Бывает ведь и спокойное счастье, совсем не обязательно слишком экспрессивное его выражение.

Сразу хочу отметить разницу между обычным удовлетворением, которое тоже чрезвычайно важно и ценно для качественной жизни, и более тонким переживанием радости бытия.

Для переживания счастья могут быть причины, а может их не быть. Если вспомнить детство, то можно легко осознать, что ощущение полноты жизни и счастья часто посещает детей без каких-либо видимых причин.

Когда мы испытываем счастье?

Мы испытываем счастье всякий раз, когда мы внутреннее готовы к этому. Ощущение счастья может приходить к нам как внешнее или внутреннее событие. Существует некий тонкий настрой, который появляется, как предварительное чувственное настроение легкости, энергичности, позитива. В этой легкости, почти нет мыслей или они проходят по поверхности сознания, либо поток мышления как бы немного отдаляется от нас. Чем ближе мы находимся к мыслительным причинно-следственным конструкциям, тем меньше вероятность экстатического переживания полноты жизни.

Взрослому человеку испытывать счастье сложнее, чем ребенку по очень многим причинам. Взрослый человек более сконцентрирован «в голове»,  в мыслительных процессах с оглядкой на опыт и с опорой на сложную систему психологических защит. Большая часть погруженности взрослого человека в эту мысленную путаницу происходит бессознательно. Мы не выбираем мышление, мы в нем уже живем. Это все замечательно для выживания, для конкуренции, для бесконечной борьбы. Но это не подходит для переживания счастья и радости жизни.

Ребенок более открыт внешним впечатлениям и внутренним ресурсам психики. У него еще нет жесткой концентрации на голове, на мышлении, в котором позже запутываются почти все взрослые. Ребенок еще ближе к дыханию, «к животу», к инстинктам, к коллективному бессознательному. Соответственно, ребенок ближе к эмоциям, чувствам, переживаниям, а система защиту него еще незрелая и существует, как потенциальная возможность развития.

Чем старше ребенок становиться, тем дальше он смещается от центра жизни, к которому он  гармонично дрейфовал вместе с дыханием и всем массивом своих эмоций, в сторону ментальных виртуальных процессов. Обычное мышление сосредоточено в головном мозге и предназначены для защиты и нападения, абстрактного мышления и наилучшей социальной адаптации, но никуда не годится для экзистенциального контакта с жизнью и надежно разъединяет человека с радостью бытия.