Мерьем Узерли прославилась благодаря сериалу "Великолепный век". Как сама она относилась к своей героине? Похожи ли они или абсолютно разные? Об этом актриса не раз рассказывала в интервью.
О своей профессии
С самого детства Мерьем Узерли хотела быть актрисой. Она не раз рассказывала об этом в интервью.
"Совсем маленькой я сказала матери, что меня переполняют чувства, для выхода которых не хватает повседневных жизненных ситуаций, что должно существовать другое место, где я могла бы их выражать. И как только у меня появилась возможность присоединиться к театральному кружку в школе, где к развитию творческих способностей каждого ребенка подходили в индивидуальном порядке, я поняла, что это именно то, чего я хотела и что было мне нужно. У меня никогда не было кумира или ролевой модели, меня привело в профессию внутреннее чутье".
Позже она не раскаивалась, что выбрала именно эту профессию, которая помогла ей сталь лучше.
"Каждый новый проект, каждая новая роль дает мне развитие. Неважно, насколько это большой проект или громкая роль – ты все равно не можешь не учиться и не можешь остановить развитие. Это происходит независимо от твоих планов. Я благодарна за все предложения, которые получаю и чувствую себя полностью реализованной как актриса. Я люблю косметику, поэтому появилась моя собственная линия продуктов для макияжа. В будущем я планирую посвятить больше времени общественной деятельности, особенно детям, зарубежом. Первые в моем списке Россия, Турция и Сербия".
В другом интервью она рассказывала о том, что ей повезло с учителями:
«Наши учителя замечали таланты каждого из нас и направляли нас на занятия, которые развивали наши таланты. Мой друг по детскому саду Мартин Вертманн, который и сегодня является одним из моих самых близких друзей и который нарисовал меня в тот день с телом коровы, потому что я отвергла его любовь в детском саду, сегодня стал очень известным художником. У него прекрасная галерея в Лос-Анджелесе, а его работы находятся в коллекции многих голливудских знаменитостей, включая Брэда Питта».
После окончания консерватории, кем-только не работала Мерьем:
"И официанткой, и работницей в колл-центре была. И даже подарки в костюме Санта-Клауса на улице раздавала"
Как попала на съемки картины
В своих интервью она не раз рассказывала о том, как очутилась на съемочной площадке сериала "Великолепный век".
"Мне позвонил мой друг Унал Сильвер и сказал о пробах, они были на следующий день? Я не раздумывая собрала чемоданы и приехала.
С Унал Сильвер, мы вместе работали в Германии несколько лет назад. Как-то он спросил меня хочу ли я работать в Турции. Я не была уверена в своём турецком но ответила: «Да, я могу попробовать». Когда искали кого-то на роль Хюррем, он сказал: « Мерйем сейчас свободна от съемок и предложил меня на роль в фильме, может она сможет сыграть.»"
В другом интервью она рассказывала об этом так: "У меня есть подруга, с которой мы вместе работали в гамбургском театре. Она и рассказала авторам сериала обо мне. Меня спросили, не хочу ли я прийти на пробы. Я пришла, хотя и плохо понимала, что это за проект. При этом не особо надеялась на что-то, потому что, сколько ни порывалась работать в Турции, мне всегда говорили: «У тебя турецкое имя, но ты не похожа на турчанку. Да еще и турецкого языка не знаешь». Но решила снова рискнуть. И вот после проб мне позвонили и сказали: «Возможно, тебе придется остаться в Турции на несколько лет. Мы тебя берем». Я встретилась с остальными участниками проекта, будущими партнерами по съемочной площадке. И влюбилась в ту Хюррем, о которой они мне рассказали. Можно ли поменять свою жизнь за один день? У меня с собой были только зубная щетка, пара джинсов, несколько футболок. Но я осталась. И вот снимаюсь уже который сезон".
Она не сразу рассказала родным, отцу, что будет сниматься в Турции.
"Я ему не стала сразу говорить, хотела сделать сюрприз. Я не была уверена что меня возьмут на роль , а рассказывать близким, что у тебя не получилось, очень огорчительно. Поэтому я решила: «Если получится, расскажу». И получилось! После выхода первой серии я рассказала. Для моего отца это и вправду стало большим сюрпризом. Он очень удивился и сказал: «Моя дочь станет султаншей Хюррем”.
В другом интервью она рассказывала:
"Кода меня пригласили сниматься в сериал "Великолепный век", я думала, что съемки продлятся максимум шесть недель. Однако, даже предположить не могла, что работа затянется на несколько лет. Этот сериал изменил мою жизнь, он перевернул всю мою жизнь. Стоя на балконе в Стамбуле, я думала - нужен ли мне этот проект? Хорошо, Хюррем Султан - это исторический персонаж, но это реальная фигура. "Ты не против, чтобы я сыграла тебя", - обратилась я к духу Хюррем. Сказала это и пошла спать. Во сне мне приснилась Хюррем, и сомнений, что я буду сниматься в этом проекте, уже не было".
Когда Мерьем Узерли спросили, как повлиял "Великолепный век" на ее карьеру, она ответила так:
"До «Великолепного века» я работала в театрах, ездила на сломанном велосипеде и не всегда получала оплату за свой труд. В какие-то моменты мне приходилось выбирать: купить пачку сигарет, еду или проездной на автобус. Это были тяжелые времена, но я верила в искусство и свою профессию. Когда я прошла прослушивание в «Великолепный век», конечно, моя жизнь изменилась. Мне впервые заплатили достойный гонорар за проделанную работу, я теперь могла купить любой велосипед. Поэтому даже спустя столько лет я не злюсь, когда меня спрашивают о «Великолепном веке», потому что этот проект стал переломным моментом для моей карьеры. Кроме того, у него потрясающий сюжет, я обожала свою героиню. Эта женщина, — она просто вау, она такая многогранная, я трудилась в поте лица, чтобы показать всю силу ее характера".
О том, как готовилась к роли
Мерьем Узерли была рада, когда получила возможность сняться в турецком сериале, хотя для нее это был адский труд.
"Я была очень счастлива и сразу же погрузилась в работу. Возможность сыграть исторического персонажа – это настоящий подарок судьбы. Я очень тесно работала со сценаристом сериала. Она много рассказала мне о Роксолане-Хюррем. Я провела и собственное исследование: прочла много книг, статей и других всевозможных публикаций, имеющих отношение к этому периоду османской истории. Читала до тех пор, пока не поняла, что существует огромное количество различных интерпретаций истории этой фигуры. Поэтому финальный образ моего персонажа создавался вместе с режиссерами непосредственно на съемочной площадке".
Актриса рассказала, что в течение 3 лет ей приходилось красить волосы в рыжий цвет, потому что это было важно для ее персонажа. Когда она перестала сниматься, она решила изменить свой внешний вид, для себя. Так она в большей степени ощущает себя собой.
Была еще одна сложность. Несмотря на то, что отец Мерьем турок, она родилась и выросла в Германии, турецкий язык практически не знала.
"Дома мы разговаривали на немецком. Мой отец часто говорил по-турецки, а отвечали мы ему по-немецки. В начале съемок у меня были проблемы с языком – я очень мало понимала. Но по прошествии времени языковой барьер начал разрушаться, и это замотивировало меня учиться усерднее, потому что чем больше становились мои познания, тем легче я чувствовала себя в повседневной жизни и работе".
О том, как ей приходилось вживаться в роль:
«Иногда я думаю что, Хюррем эмоционально неуравновешенный человек. Коварство этой женщины порой пугает меня. Мне даже пришлось придумать систему психологической защиты себя от своего персонажа. Я говорю: «Хюррем делает ужасные вещи, я, Мерьем, никогда бы не смогла так поступить, потому что для меня это недопустимо, и я не могу этого принять». Но с другой стороны, огородившись таким образом от Хюррем, я не смогу ее играть без фальши. Поэтому я старалась понять, что кроется за всем этим, а именно – чего она боится. Ведь именно страхи делают человека агрессивным, озлобленным, подозрительным"
«Вы не поверите, но мне самой Хюррем часто преподносила сюрпризы. В одной серии она спокойная, в другой поражает своей жестокостью, иногда агрессивна, а иногда бывает настолько беззащитна и ранима, что душа за нее болит. С ней не заскучаешь! И мне это нравится, поскольку я могу постоянно меняться, экспериментировать. А это большая удача для актрисы».
«Мне никогда не было сложно играть характер или чувства Хюррем. Пожалуй, трудно было привыкнуть играть в костюмах моей героини. Они настолько тяжелые, что в них ты становишься неповоротливой и быстро устаешь. Но это мне не мешало получать огромное удовольствие от своей работы. И я счастлива, что у «Великолепного века» становится все больше и больше поклонников во всем мире».
О своей героине
Когда актрису спросили, похожа ли она на Роксолану, она ответила, что что-то общее у них есть. Например, она тоже испытывает духовный подъем, если ей нужно сражаться за то, что она считает важным для себя. Но для Мерьем важны цели и средства. Она никогда не будет причинять человеку боль, чтобы добиться своего.
Но, тем не менее, Мерьем Узерли любила своего персонажа:
"Мне нравилось играть Хюррем. Она была невероятно сильной женщиной, в жизни которой было множество психологически тяжелых переломных моментов, и добилась такого успеха. Приятно было быть частью этого образа. Конечно, персонаж вел себя не так, как поступила бы Мерьем в аналогичной ситуации. Но на то он и персонаж, которому актер одалживает свое тело, голос и эмоции".
В другом интервью: "Хюррем женщина очень сильная и смелая, очень переменчивая. Неизвестно когда она разозлиться, какую реакцию проявит. Она всегда словно бомба и готова взорваться. Для того, чтобы играть такую женщину, нужна сила".
«За время работы над сериалом я сталкивалась с совершенно разным отношением к моей героине − от обожания до ненависти. И я всегда отвечала, что прежде чем судить ее, нужно понимать, в какое время она жила. Многие думают, что женщине, живущей в гареме, нужно было быть просто красивой, а такие качества как ум, находчивость, проницательность, умение поддержать беседу ей были совершенно не нужны. Признаюсь, и я до «Великолепного века» считала жительниц гарема только томными чаровницами. Но история Хюррем доказывает обратное. Только сильная женщина могла рассчитывать на любовь повелителя».
«Пожалуй, главным качеством своей героини я считаю – одержимость. С одной стороны это дает ей силы, необходимые для выживания в жестоком мире гарема. Но с психологической точки зрения, это и ее самая большая проблема. Если она что-то задумывает, то становится одержима этой идеей и уже больше не способна изменить своего решения. И несмотря на то, что обстоятельства могут меняться, она не задается вопросом, зачем она это делает. Она со всей страстью стремится к намеченной цели».
Почему ушла из сериала
Мерьем Узерли не отрицала, что ей нравилась эта работа. И не только потому, что она сделала ее известной.
"Участие в сериале дало мне возможность создавать и развивать многогранный характер моего персонажа на протяжении нескольких лет. Благодаря этому я тоже выросла – как актриса".
Однако она признавалась, что очень тосковала по дому, из-за чего постоянно ела шоколад и поправилась. Но постепенно вернулась к прежнему весу.
Но она очень уставала от такого графика работы:
"Я была беспощадна к себе. Я повторяла: «Ты машина, Мерьем, и эта машина должна работать». Мой внутренний голос всегда говорил: «Будь совершенной», «Соблюдай дисциплину». Я превратилась в робота. В конце концов я сказала команде: «Этот темп слишком тяжел для меня». У машины кончился завод".