Найти тему
СТЕРЕОПАНОРАМА

Реставрация ретро-акустики: насколько это целесообразно

Мнение, высказанное в данной статье, исключительно субъективный взгляд автора на озвученную тему и никоим образом не претендует на истину в последней инстанции. Тем не менее это мнение опирается на жизненный опыт, подкрепленный фактами, а не основан на одних лишь эмоциях. Поэтому вы, уважаемые читатели, можете как согласиться с моими выводами, так и поспорить с ними или внести собственные дополнения к сказанному: раздел "комментарии" по традиции открыт для всех желающих, а не только для подписчиков. Ну а я тем временем, после такого вот предисловия, перехожу к сути.

За последние два-три десятилетия количество импортных акустических систем, приобретённых на зарубежных торговых площадках и ввезëнных в нашу страну исчисляется десятками (если не сотнями) тысяч экземпляров, а кроме этого на руках у населения осталось не меньшее количество акустических систем, произведённых в СССР в период с начала 70-х до начала 90-х годов ХХ века. И бОльшая часть всей этой акустики в настоящее время находится не в самом идеальном (как технически, так и косметически) состоянии. Начиная с динамиков и элементов кроссоверов и заканчивая состоянием как самих корпусов, так и их отделки.

Лично у меня за последние 20 лет успели побывать как изделия в состоянии «лучше сделать новый корпус чем реставрировать старый» (35АС-012 «S-90»), в состоянии на твёрдую «4» или даже «4+» (Sansui SP-G300, 15АС-109, 25АС-109, ACR (индекс которых я так и не смог установить), 35АС-016 «Орбита») и в состоянии как с завода (Tesla ARS 1058). Но последние в списке были как раз после полной профессиональной реставрации - в ином случае в таком вот «минтовом» состоянии найти такие АС невозможно. Мне же в тот момент тупо повезло. Приятель, владевший "Теслами"(он же и реставрировал их), отдал мне данные АС за треть их реальной стоимости в связи с переездом. Они были тяжёлыми (больше 30 кг. каждая) и достаточно габаритными (намного крупнее чем S-90 к примеру). Последнее и предопределило их дальнейшую судьбу: несмотря на то, что по звуку они мне очень нравились, недостаток свободного места вынудил таки меня их продать. Но уже гораздо дороже, потому как мне спешить было некуда. Правда к теме сегодняшнего разговора судьба данных АС прямого отношения не имеет. А вот во сколько обошлась их реставрация я попытаюсь сейчас прикинуть.

Те самые Tesla ARS 1058 в отреставрированном состоянии.
Те самые Tesla ARS 1058 в отреставрированном состоянии.

Правда я не могу определить стоимость самих работ по реставрации, но примерно помню, что человек потратил на это около двух недель и даже если ежедневно на работу уходило 3-4 часа, то минимум 50 часов на это ушло, то есть рабочая пятидневка с хвостиком. Соответственно это можно оценить примерно в треть его месячной зарплаты, которая на тот момент (15 лет назад) была в р-не 50 тысяч. Пусть это будет 15 тысяч. За сами АС в "убитом" состоянии он отдал 4000 и ещё столько же за пару новых (оригинальных) НЧ и пару новых СЧ - динамиков (ВЧ оказались в хорошем состоянии). Плюс стоимость натурального шпона, которым он обклеил АС заново по кругу, изготовление новых защитных грилей, шпаклёвка, шлифовка, новый звукопоглотитель, новые акустические терминалы, замена конденсаторов в кроссовере и т. д. Итоговая сумма вышла явно выше 30 тысяч, что для 2009 года - неоправданно много. Во всяком случае продать тогда за такую цену эти АС вряд ли бы получилось. Но это только себестоимость реставрации - даже её было не вернуть, что уж тут говорить о возможности на этом заработать. То есть смысл в реставрации был лишь один: сделать для себя, то есть "для души".

Сам же я, если приобретал себе ретро-акустику, то брал её исключительно в хорошем косметическом состоянии и максимум что я в ней "улучшал" это ставил современные клеммы и, иногда, менял внутреннюю разводку. Так я поступил с колонками 25АС-109...

...и "Орбита"35АС-016.

Последние были в состоянии "как новые" и даже с заводскими пломбами поначалу. Но пломбы пришлось нарушить в процессе замены акустических терминалов.

Вот только, несмотря на хорошую "внешку", в отличии от Tesla ARS 1058 звук у "Орбиты" и у 25АС-109 был полное...Ну вы поняли. А ведь когда-то, в конце 80-х, когда у меня 35АС-016 появились впервые, мне их звук очень даже нравился. Впрочем как и звук "Амфитонов" (35АС-018) и S-90 (35АС-012) которые у меня тоже впервые побывали в те же годы. Но тогда нам просто не с чем было сравнивать. Не было эталона, на который можно было бы ориентироваться.

С моими последними "возрастными" АС делать ничего не пришлось. И Sansui SP-G300 (несмотря на 45-летний возраст), и ACR (эти - "помоложе" лет на 10) были в состоянии "4+" и лишь мелкие штрихи выдавали их возраст. Хотя нет, вру, у Sansui тоже пришлось заменить акустические терминалы - старые были рассчитаны лишь на голый провод, а никак не на "бананы" или "лопатки".

Но всё вышеизложенное, это что касается моего личного опыта. Однако были и есть события, которые я имел возможность созерцать со стороны и об этом, пожалуй, тоже стоит сказать.

Есть у меня знакомые ребята из компании AcousticLab, которые занимаются изготовлением новых АС, но изредка, по договорённости, берутся и за реставрацию винтажных АС. Соответственно весь технологический процесс, равно как и порядок цен, мне хорошо знакомы. А ещё я подписан на канал MOROZWORKSHOP, автор которого тоже занимается реставрацией, но уже на более регулярной основе. И он тоже делится информацией о стоимости восстановления тех или иных АС. Но если к стоимости реставрации дорогих импортных систем вопросы возникают не всегда, то к цене отреставрированных отечественных колонок вопросы возникают постоянно и, в основном, это сводится именно к вопросу о целесообразности таких работ. Как вам к примеру "Эстония 35АС-021" за 80-90 тысяч или "Вега 50АС-104/106" за "полтос"? В этой же ценовой вилке и стоимость отреставрированных колонок из серии S-90. При этом давайте не забывать что отреставрированное - это восстановленное, а не новое. Лично я считаю что такая реставрация имеет смысл только в одном случае: если делать её для себя. Ну мало ли по какой причине человеку этого хочется. Может эти колонки дороги ему как память или их звук, несмотря ни на что, ему по-прежнему нравится. В конце концов у каждого из нас свои тараканы. А может человеку просто деньги девать некуда? Ну и есть ещё отдельная категория людей - коллекционеры, жилища которых напоминают музей. Естественно им важно чтобы "экспонаты" этого "музея" выглядели идеально.

Для обычного же любителя, полная реставрация его АС имеет смысл лишь в случае если это очень дорогая и(или) редкая акустика. А бюджетный ширпотреб к этой категории точно не относится.

Другое дело - частичная реставрация. Например замена подвесов динамиков или сгнившей подводки, а так же конденсаторов в кроссовере. Правда и тут встречаются "подводные камни" - в настоящее время цены на комплектующие всё чаще и чаще нас неприятно удивляют. Поэтому, прежде чем что либо делать, стоит не раз и не два взвесить все "За" и "Против". Иной раз проще продать всё в состоянии "как есть" нежели вкладываться в это по полной, не зная что из этого выйдет и удастся ли вернуть впоследствии все вложения.

Такие вот мысли и такое вот моё мнение по данному вопросу, с которыми, как я уже сказал в самом начале, можно соглашаться, а можно и нет.