Одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга сегодня исполнилось 190 лет. 11 сентября 1834 года состоялось открытие Александровской колонны. Монумент, созданный по проекту Огюста Монферрана и воздвигнутый по указу Николая I, увековечивает победу его старшего брата Александра I над Наполеоном. Он дополняет ансамбль арки Главного штаба, посвященной Отечественной войне 1812 года, и является центральным элементом композиции Дворцовой площади.
Всем привет! Меня зовут Маргарита Леопольдовна, и я веду здесь пушистый КОТнал об истории и культуре Санкт-Петербурга.
В наши дни Александровская колонна считается самой высокой в мире, изготовленной из цельного камня. Ее общая высота составляет 47,5 м, из которых столб колонны — 25,6 м. Венчает монумент фигура ангела, попирающего змею. Высота ангела — 4,26 м. В целом вся композиция символизирует мир, который наступил (казалось — надолго) после победы российских войск над армией Наполеона.
Как русские решили великодушно отомстить французам
В отличие от французов, которые, будучи на территории России сжигали все на своем пути, расстреливали у иконостасов мирных жителей и устраивали конюшни прямо в соборах московского Кремля, русские в Париже вели себя крайне великодушно. Русская армия не разграбила и не сожгла Париж. Вместо этого, после победы, император Александр I собрал войска на площади Согласия, чтобы вознести благодарность Господу и отслужить молебен по случаю Пасхи. Он отпустил всех пленных и жестко пресекал любые беспорядки и расправы над сторонниками Наполеона.
Даже его отношение к Вандомской колонне подтверждает его гуманность. Этот памятник, воздвигнутый в честь победы французов под Аустерлицем, был украшен литьём из русских пушек и статуей Наполеона. Парижане хотели скинуть статую, но солдаты Семёновского полка, посланные Александром, предотвратили это. Видя колонну, царь усмехнулся: "Если бы меня поставили так высоко, то и у меня бы голова закружилась!".
После кончины Александра I новый император Николай I решает воздвигнуть памятник победе русских войск над французами и, в первую очередь, увековечить роль старшего брата в этом событии. Для начала в 1829 году Николай I объявил открытый конкурс эскизов монумента в память об Александре I, однако, ни один из проектов, представленных на конкурс, выбран не был. Николай отдаёт разработку проекта французу Огюсту Монферрану - по стечению обстоятельств участнику Наполеоновских войн. Ещё одним элементом русской мести было то, что перед архитектором поставили задачу создать колонну, по величию превосходящую ту самую Вандомскую, воздвигнутую в честь побед Наполеона. Это была своеобразная отсылка к побежденному Парижу: Александровская колонна действительно похожа на Вандомскую по форме и некоторым декоративным элементам.
Как создавался шедевр
Изначально Огюст Монферран предложил установить на площади гранитный обелиск высотой всего 25 м. Вариантов оформления было предложено сразу несколько. Однако все они были отклонены императором, а за ещё один образец была взята знаменитая Колонна Траяна в Риме.
Для создания памятника Монферран выбрал гранит из Финляндии - под Выборгом, с этим гранитом он уже работал при строительстве Исаакиевского собора. Камни для Александровской колонны и ее фундамента были вырублены из одной скалы, самые крупные из них весили более 400 тонн. Два года в Пютерлакской каменоломне под руководством Самсона Суханова, известного по Исаакиевскому собору, камни обтесывались, превращаясь в задуманные формы.
Перевезти заготовки для обелиска из Финляндии в Петербург было непросто. Для транспортировки колонны по воде был построен специальный бот "Святой Николай" грузоподъемностью более 1000 тонн. На его борт колонну загружали 600 солдат, едва не уронив монолит в воду. До Петербурга "Святой Николай" с колонной буксировали два парохода.
Сходство материала Александровской колонны с колоннами Исаакиевского собора породило легенду о том, что на Дворцовой площади просто установили "лишнюю" колонну от Исаакия. Хотя высота монумента (25,6 м) значительно превышает 17-метровые колонны собора, легенда остается популярной.
Установка фундамента памятника проводилась зимой, и Монферран использовал "хитрый" раствор, выдерживающий суровые условия. Он смешал цемент с водкой и добавил десятую часть мыла, что, возможно, спасло конструкцию, так как камень первоначально сел неправильно и его пришлось перемещать несколько раз, а мыло облегчило процесс. «Я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла»,— вспоминал архитектор.
Памятник, согласно утвержденному проекту, представляет собой колонну с дорической капителью, увенчанную фигурой ангела, символизирующего победу и мир. Ангел держит в левой руке четырехконечный латинский крест, а правую возносит к небу. Статуя ангела на вершине Александровской колонны была создана скульптором Борисом Орловским. Пьедестал памятника украшают бронзовые барельефы с изображением аллегорических фигур и воинских доспехов. На барельефе со стороны здания Главного Штаба изображена фигура Победы, заносящая в книгу Истории памятные даты: «1812, 1813, 1814». Со стороны Зимнего дворца — две крылатые фигуры с надписью: «Александру I благодарная Россия». С двух других сторон на барельефах изображены фигуры Справедливости, Мудрости, Милосердия и Изобилия. База колонны оформлена в виде лаврового венка. Колонна окружена декоративной бронзовой оградой, тоже выполненной по проекту Огюста Монферрана.
Самым сложным этапом строительства была установка колонны. Монферран, используя разработки Августина Бетанкура, созданные для Исаакиевского собора, сконструировал специальную систему из лесов, кабестанов и блоков. Колонну по наклонной плоскости подкатили к платформе и закрепили, а затем подняли канаты, подвешенные на вершине лесов. Операция длилась почти 40 минут и требовала участия около 2500 человек. Император Николай I был впечатлен и воскликнул: "Монферран, вы себя обессмертили!" После установки колонну шлифовали, полировали и декорировали еще два года.
Петербуржцы долгое время опасались, что гигантская колонна, держащаяся только под собственным весом, может упасть. Чтобы успокоить горожан, Монферран, по легенде, начал каждое утро прогуливаться вокруг колонны со своей собачкой. Со временем петербуржцы перестали бояться Александровской колонны.
Как открывали Александровскую колонну - ещё одна отсылка к Парижу
30 августа (11 сентября) 1834 г. «в присутствии государя, всей царской фамилии, многих русских и иностранных вельмож» состоялось торжественное открытие памятника. После богослужения на площади перед Александровской колонной был проведён военный парад, в котором участвовало около ста тысяч человек, в том числе полки, отличившиеся в войне 1812 г. Это богослужение и парад войск в Санкт-Петербурге напомнил об историческом молебне русских в день Православной Пасхи 29 марта (10 апреля) 1814 года в Париже, когда Александр I и Наполеон уже "поменялись местами". Это была ещё одна отсылка к побежденной Франции.
Поэт Василий Жуковский вспоминал: «...никакое перо не может описать величия той минуты, когда по трём пушечным выстрелам вдруг из всех улиц, как будто из земли рождённые, стройными громадами, с барабанным громом, под звуки Парижского марша пошли колонны русского войска... Два часа продолжалось сие великолепное, единственное в мире зрелище... Вечером долго по улицам освещённого города бродили шумные толпы, наконец, освещение угасло, улицы опустели, на безлюдной площади остался величественный колосс один со своим часовым».
В газете "Северная пчела" от 3 (16) сентября 1834 года также сохранилось описание этого события, подтверждение которому можно увидеть на картине Ладюрнера: "Над главными воротами Зимнего дворца построен великолепно украшенный балкон со сходами по обеим сторонам на площади... Вдоль всех зданий Дворцовой площади сделаны были в несколько ярусов амфитеатры для зрителей. Народ толпился на Адмиралтейском бульваре; все окна окрест лежащих домов были усеяны жаждущими насладиться сим единственным зрелищем... Улицы, ведущие к Дворцовой площади, Адмиралтейству и Сенату, были сплошь запружены публикой, привлечённой новизной столь необычайного зрелища, толпа возросла вскоре до таких пределов, что кони и люди смешались в одно целое. Дома были заполнены до самых крыш. Не осталось свободным ни одного окна, ни одного выступа, так велик был интерес к памятнику. Полукруглое здание Генерального штаба, уподоблявшееся в этот день амфитеатрам древнего Рима, вместило более 10 000 человек..."
Великий монумент, выполненный Монферраном в сотрудничестве с русскими мастерами, превзошёл римскую колонну Траяна и Вандомскую в Париже.
"Месть" русских - великодушная и потому беспощадная - состоялась.
Современники, а нравится ли вам Александровская колонна? Считаете ли вы ее одной из главных достопримечательностей Петербурга? Как вам то множество отсылок и совпадений, которые возникли во время создания и открытия этого памятника?
С вами была Марго! Мяукнула!