Найти в Дзене
Глобальная История

Древняя Греция и корни Античной философии

Бертран Рассел открыл свое повествование в «Истории Западной Философии» (за пределами введения) достаточно триумфальной в осознании фразой: «Во всей истории нет ничего более удивительного и ничего более трудного для объяснения, чем внезапное возникновение цивилизации в Греции». Воистину так. Греки словно посланы были неким провидением, дабы возделать почву цивилизации и заложить основные черты того, что в дальнейшем будет составлять саму суть развития цивилизации на просторах Евразии – того, что можно называть Западной цивилизацией.

Цивилизация людей существовала уже до греков – на Ближнем Востоке, а также в Индии и Китае (последние впрочем далеки от той магистральной парадигмы о которой идет речь и представляют собой некие альтернативные пути, впрочем, по большей части замкнутые сами на себе, в то время как Месопотамия и Египет куда более основны для того, что мы подразумеваем под культурным полем, в коие и сами мы включены. Несмотря на существование этих первоначальных очагов цивилизации, лишь с появлением греков на историческом горизонте культурный арсенал человечества складывается в своей полноте. Достаточно сказать, что именно греки изобрели математику (именно как дедуктивную науку, а не технический навык), науку и философию.

-2

Предшественником непосредственно греческой цивилизации выступали не Египет и Месопотамия, а цивилизация Крита. Долгое время о ней – этой культуре бронзового века – было известно крайне мало. Но в середине XX века завеса тайны приподнялась, особенно когда Вентрис расшифровал критское линейное письмо B, после чего оказалось, что в сути своей критский язык вполне можно назвать греческим, просто написанным отличным от классически греческого способом. Крит был связан торговыми отношениями с Египтом, за исключением того периода, когда в последнем владычествовали гиксосы. Вскоре после их изгнания торговые отношения Египта и Крита достигли высочайшей точки, как и сама культура Крита достигла своего апогея величия, которое было «отлито» в «Дворце Миноса» в Кноссе (том самом, память о котором зафиксирует классическая Греция, прежде всего в мифе о Тесее и Минотавре). Однако срок критской цивилизации был отмерен: «Критские дворцы были весьма величественными сооружениями, но приблизительно к концу XIVстолетия до н.э. были разрушены, вероятно греческими завоевателями» [1]. Меж тем Грецию классической эпохи и древний Крит связывала определенная культурная преемственность, так именно на Крите зародилось почитание той «Повелительницы животных», которая превратилась в Греции в Артемиду, а много позже в том же Эфесе, где некогда стоял сожженный Геростратом ее храм, она превратилась (в определенном смысле) в Богоматерь.

-3

До своего падения минойская цивилизация распространилась на материковую Грецию, где постепенно вырождаясь просуществовала до 900 г. до н.э. под именем Микенской цивилизации. Именно она нашла отражение в поэмах Гомера. Непосредственно греки пришли в Грецию тремя волнами переселения – первыми были ионийцы, вслед за ними – ахейцы и наконец «самые греческие греки» - дорийцы. Собственно говоря Микенская цивилизация, как сплав ионийцев и ахейцев была фактически разрушена именно прибывшими последними дорийцами. Дорийцы, в отличие от усвоивших критские образцы ионийцев и ахейцев сохранили исконные индоевропейские верования. Но и артефакты критских верований продолжили жить в народных низах Греции после нашествия дорийцев. Таким образом, классический духовный строй Греции (прежде всего религии) – это смесь двух религиозных традиций. Вместе с дорийцами в Греции закатилось солнце Бронзового века и начался век Железа.

-4

Греция пережила «темные века», вслед за дорийским завоеванием, но именно тогда оказался выкован возможно главный артефакт подлинно греческой культуры – поэмы Гомера. Греция, гористая страна, слабо пригодная для сельского хозяйства вынырнула из темных веков в качестве торгового общества, богатого и своими ремеслами, вступившего на путь активного политического развития – борьбы «Демоса» (народа) и аристократии, при постепенном упадке царской власти (некогда всевластные цари оказались «спущены» до роли ритуальных, религиозных представителей общества, как это например было в случае с происходившим из царского рода философом Гераклитом. Торговля и пиратство изначально были слиты в греческой действительности и принесли грекам важнейший культурный элемент – искусство письма, которое было позаимствовано у столь же торговой Финикии.

-5

Среди греческих верований одно наиболее оказало влияние на греческое философское будущее. Нет, не о классической олимпийской вере речь. Точной влияния для философии стал культ Диониса (Вакха), на основе которого еще до возникновения философии сложился орфизм – особое духовное учение, в рамках которого в Греции оказалось выработано учение о душе, духовной сущности человека, которая не умирает вместе с телом, а воплощается в новой жизни. Именно этот духовный элемент окажет значимое влияние на греческую философию уже на ранних этапах ее развития. В дионисийском начале сокрыта тайна вечной неудовлетворенности человеческой природы. Философия в своем рождении была разумна – рациональна, но очень скоро выяснилось что подобное учение в его чисто рациональном варианте не удовлетворяет всех стремлений человеческой души, и тогда именно в дионисийстве (точнее в орфизме) греческие мыслители нашли искомую, мистическую «прививку», которая оказала влияние на дальнейшие пути развития философии. Возвращаясь к истокам, необходимо слегка высветить сущность орфизма, и дабы не быть монословным, дадим голос Бертрану Расселу: «Они (орфики – прим автора) верили в переселение душ; они учили, что в будущем душу ожидает либо вечное, либо временное страдание от пыток в зависимости от их образа жизни здесь, на земле. Они стремились к «очищению», отчасти путем церемонии очищения, отчасти путем избегания осквернения. Наиболее правоверные из орфиков воздерживались от животной пищи, исключение составляли только ритуалы (когда пища принималась сакраментально). Они считали, что человек – отчасти земное, а отчасти небесное существо; благодаря чистой жизни небесная часть возрастает, а земная часть убывает. В конце концов человек может стать единым целым с Вакхом и называться «Вакх». У орфиков существовала разработанная теология, согласно которой Вакх был рожден дважды: первый раз от своей матери Семелы, а второй – из бедра своего отца Зевса»[2]. В целом можно сказать, что в рамках дионисийского культа выковывалась мистическая составляющая греческой духовной жизни и культуры.

Спасибо за внимание!

[1] Б. Рассел. История западной философии. С. 28.

[2] Б. Рассел. История западной философии. Сс. 41-42.