Найти в Дзене

Открытие "Дорожного "Франкенштейна"

Лидога-Ванино
Лидога-Ванино

Немного о дороге: участок Лидога-Ванино длится 330 км. Юридически этой дороги не существует - ее нет в составе дорог РФ. Официально или нет (не знаю) есть дорога "Хабаровск-Лидога-Ванино с подъездом к Комсомольску-на-Амуре". Эдакое существо без имени собственного - дороги с названием Лидога-Ванино нет в дорожной сети страны, в связи с чем ее часто называют "Дорожный Франкенштейн". Строили ее наугад, без проекта. Начали в 1997, а сдали - лишь в 2017, но, по сути, дорога сегодня все еще на стадии строительства - об этом ниже. Входит в число красивейших дорог страны.

На этой дороге нет ни одной заправки, ни одного населенного пункта. Примерно посередине дороги, на ручье Студеный, стоит старенькое кафе, в народе зовется Половинка. Является единственной цивилизацией. Связи и интернета нет. Трафик околонулевой. Прямиков почти нет - кривуны, серпантины, перевалы.

Прогреваемся. Утро. Погода благоволит
Прогреваемся. Утро. Погода благоволит

Утром традиционно встали и поехали - едим всегда после того, как проедем 1 час. В сторону Хабаровска народ всегда ел на Смидовиче - там АЗС Альянс. Тенденция меняется. За 3 км до Смидовича есть село Белгородское, и там относительно недавно открылось кафе-столовая Солнышко. Ели именно там - как дома! Огромное помещение, огромный выбор блюд, недорого, женщины в передниках - как в советской столовой побывали! Столовая яркая, мимо не проехать

Кафе-столовая Солнышко. с. Белгородское, 3 км до Смидовича. Если ехать на Хабаровск - справа. Всегда много дальнобоев стоит
Кафе-столовая Солнышко. с. Белгородское, 3 км до Смидовича. Если ехать на Хабаровск - справа. Всегда много дальнобоев стоит

Заправляться было решено на въезде в Хабаровск, сразу после поста ДПС, и ехать до самой Лидоги и заправляться уже там, перед тем, как уйти на дорогу до Ванино.

Дорога до Хабаровска не примечательна ничем совершенно - дорогу порядком убили, покрытие дрянь, извечные кривуны и повороты, плюс поселок на поселке, камера на камере. Доехали до Альянса

Альянс на въезде в Хабаровск со стороны ЕАО сразу за постом ДПС
Альянс на въезде в Хабаровск со стороны ЕАО сразу за постом ДПС

На заправке в диком бешенстве проорался на оператора. За порядком блюдет и блюдь будет именно она, скорее всего, а здесь, уже очень давно, стоят древние колонки, и отсечка там не работает. Стояла жара, мотоциклы были раскаленными, а из бака дал богатый фонтан бенза, во все стороны. Тут меня было не остановить) Но ей было совершенно по барабану - она просто закрыла окошко. АЗС 66, если что. Будете ехать мимо - проезжайте. Дальше не одна заправка была.

Едва въехав на платную дорогу "Обход Хабаровска" протяженностью 29 км, почти сразу с нее ушли - свернули на Комсомольск. И тут началось: Тополево, Мирное, Скворцово, Восточное, Черная речка, Князе-Волконское, Краснознаменка, Анастасьевка... Я думал этот поток машин не кончится никогда, как и населенные пункты. Везде ограничение 40, везде камеры, и чтобы не гневить участников движения и не срамить двухколесных братьев, не принимать проклятья на спину, мы ехали как все. И лишь за Таежным - а это, на минутку, в 50 км от Хабаровска, - вздохнули: череда поселений закончилась.

Сразу за Таежным есть прямик трассы, который построен как запасной аэродром - дорога здесь нереально широка. Остановились - было жарко, и в куртке с меня уже ручьи бежали. Переодеться, попить воды и дальше в путь.

Где-то позади Хабаровск...
Где-то позади Хабаровск...
Нам вперед...
Нам вперед...

Остановившись здесь, я признался брату, что кривуны между Биробиджаном и Хабаровском - тлен в сравнении с кривунами отрезка Тополево-Таежное. Тормоза не остывали, обгон возможен чрезвычайно редко и по 1-2 машины. Тягачи, тягачи, тягачи...

Дальше уже до самой Лидоги шли и не останавливались. Ехав по этой дороге, для себя ясно понял, что ЕАО построена ни на каком не на болоте, а в очень даже живописных сухих долинах: комсомольская трасса проходит по самым что ни на есть болотам, как в славянской мифологии - бескрайние водяные топи, из которых торчат обглоданные жердья деревьев - зрелище пробирает, на самом деле. Ко всему, дорога буквально усыпана венками, памятниками, камнями, цветами и даже оградками - будто на трассе находятся могилы...

Ближе к Маяку дорога стала напоминать гребень плотины: длинные участки проходили по реально бескрайней воде с 2 сторон - дорога в этих местах продувалась всеми ветрами. И снова венки, цветы...

Маяк проехали шустро - это хоть и крупное достаточно поселение, но очень короткое. После Маяка аналогичная вышеописанной дорога-дамба была перед Дубовым мысом - здесь она была очень длинной, и будто лежала на воде, или вынырнула из нее - уровень воды был очень высоким, это хорошо было видно.

Прошли отворотки на Даду, Даергу, Найхин, Славянку, и вот показался огромный знак впереди: "Паромная переправа Ванино-Холмск - 300м". Вот и Лидога, стало быть. До поворота на "Дорожного Франкенштейна" оставались считанные метры...

Впереди показалась огромная площадка с толпами машин - известное кафе Лидога. Автобусы, тягачи, перегоны - это огромный чек-поинт на комсомольской трассе

Кафе прямо на своротке на Ванино. Пару метров дальше АЗС Альянс
Кафе прямо на своротке на Ванино. Пару метров дальше АЗС Альянс

Предвкушали вкусно откушать. Ага... Едва открыв дверь кафе, наступили на очередь - ей не было видно конца и края. Время терять нельзя было - неизвестно, что там впереди. Решили ехать заправляться - заправка чуть дальше, по той же стороне что и кафе, в минуте езды, там чего-нибудь куснуть, если есть, и вперед, на Ванино...

На заправке был коллапс. АЗС 67 (да да! это, получается, после альянса на въезде в Хабаровск, которая номер 66, следующая!!!). Бенз здесь льется из пистолета жесткач как долго, потому очередь идет очень медленно. Но отпускают быстро. Заправили моцики под жвак, у меня даже перелив сработал - из недр мотоцикла ближе к заднему колесу псыкала струйка бензина. Но лучше так, чем не долить. Постояли, куснули, запили, взяли в дорогу воды

АЗС Альянс. Лидога
АЗС Альянс. Лидога

Поехали. Свернули на дорогу, ради которой сюда и поехали. Волнительно. Честно)

Брат звонит в Ванино местному мотоклубу. Извещает, что мы движемся в их край...
Брат звонит в Ванино местному мотоклубу. Извещает, что мы движемся в их край...
Впереди одна из самых красивейших дорог страны. Впереди неизвестность. Без людей. Без связи. Только природа
Впереди одна из самых красивейших дорог страны. Впереди неизвестность. Без людей. Без связи. Только природа

Совсем немного проехав по этой дороге, практически сразу въезжаешь на территорию Анюйского национального парка - об этом извещает, увы, крошечная скромная табличка на отворотке вправо - я боковым зрением на ходу успел срисовать эту табличку и даже прочесть ее)

Красоты начинаются немедленно - пошла череда остановок

Поворот в никуда. Анюйский национальный парк
Поворот в никуда. Анюйский национальный парк
Остановка на повороте в никуда. Попить воды, пофотать
Остановка на повороте в никуда. Попить воды, пофотать

Это начало нереально крутого спуска в виде затяжного поворота. Едва закончился спуск, дорога пошла прямо вдоль реки, в честь которой назван парк - реки Анюй

Мест для стоянки у обочины на всем протяжении дороги вдоль реки нет НИГДЕ. Вжимались в отбойники как могли...
Мест для стоянки у обочины на всем протяжении дороги вдоль реки нет НИГДЕ. Вжимались в отбойники как могли...
Вдоль реки Анюй...
Вдоль реки Анюй...
На берегу реки Анюй...
На берегу реки Анюй...
Смотрим назад...
Смотрим назад...
Смотрим вперед и в недоумении пытаемся найти хоть какие-то отличия) Невероятно!
Смотрим вперед и в недоумении пытаемся найти хоть какие-то отличия) Невероятно!
Скалы закреплены сеткой. Асфальт очень старый, но терпимо
Скалы закреплены сеткой. Асфальт очень старый, но терпимо

Проехали от этого места, все время вдоль реки - эх, на видео бы! - и вскоре на горизонте, на вершине одной из гор, показалась жемчужина Анюйского национального парка - скальный комплекс Надге. Леша удул вперед, но я решительно остановился - неизвестно как что будет на обратном пути, какая погода... Надо печатлеть!

На противоположном берегу, на самой вершине одной из гор расположен скальный комплекс Надге. Деревянный мостик, говорят, на тот берег давно иструх, перебраться можно по канату только, подвешенному где-то близ этого места
На противоположном берегу, на самой вершине одной из гор расположен скальный комплекс Надге. Деревянный мостик, говорят, на тот берег давно иструх, перебраться можно по канату только, подвешенному где-то близ этого места
Надге. Многовековое величие Дальнего Востока
Надге. Многовековое величие Дальнего Востока
Мотоцикл стоит ровно напротив скал Надге
Мотоцикл стоит ровно напротив скал Надге

Ехали дальше, насмотреться невозможно - дорога позволяла любоваться - тормози хоть каждые 50 метров! Но вот, после очередного затяжного спуска, нереально красивый редкий прямик по берегу реки Гобилли (дальше Гобилли встречалась не раз, а 16 раз; последний знак с обозначением этой реки гласил: Гобилли 16)

Все без исключения скалы у дорог изуродованы одноклеточными надписями, в кадре их не избежать, увы...
Все без исключения скалы у дорог изуродованы одноклеточными надписями, в кадре их не избежать, увы...
Река Гобилли...
Река Гобилли...
Между скалами и Гобилли...
Между скалами и Гобилли...

Поехали дальше. Уже прилично хотелось есть, а единственное на трассе кафе все не попадалось... Проехав большое количество ручьев с причудливыми и говорящими названиями, пересекли ручей Студеный, слева по дороге от которого - высоченная гора. Здесь будьте внимательны: едва кончается гора - справа выныривает знак вилки с ножиком и сразу за ним - отворот налево. Кафе появилось из ниоткуда! Первый и главный островок цивила на дороге достигнут. В кафе съезжать как бы в котлован, вниз

Съезд к кафе с дороги. А вон они - внезапные знаки
Съезд к кафе с дороги. А вон они - внезапные знаки
Кафе Половинка. На карте так и значится. От него до Ванино навигатор показывал 170 км...
Кафе Половинка. На карте так и значится. От него до Ванино навигатор показывал 170 км...

После кафе начинается вторая половина пути - кафе обозначает своеобразный рубеж, что пройдена половина, что впереди - еще половина. Мы тогда, конечно же, не знали, что впереди - далеко не лучшая половина дороги. Очень далеко не лучшая.

У кафе переодеваться не стал - а зря. Вскоре, после прохождения роскошного, явно нового моста через реку Таунга, начался первый вскрытый участок. Длительность не знали, да и вечерело уже, поэтому прямо перед этим участком остановились и вжались в обочину. Я снова одел кожаную куртку - и вперед. Отсев со щебнем. 150 м (увидели таки запыленный знак). Вполне терпимо. Мы тогда очень рады были - вскрыша детская, если такие и дальше - никаких трудностей абсолютно! Мы очень ошибались...

После этого участка вскоре идет красивейший серпантин - крутой и извилистый, который падает вниз, переламывается резко на 180, и в месте перелома - мост, речка Мопау (так на трассе называется одноименная метеостанция, въезд на которую давно перекопан и еще и пересыпан. Не знаю почему. На своротке был знак "м.-ст. Мопау" и ржавый столетний шлагбаум...).

Ехали дальше, асфальт становился все мертвее и мертвее, кратеры в нем были часто и в абсолютно хаотичном порядке. Стали попадаться такие кратеры, засыпанные отборным скальником. Такое я видел впервые...

На затяжных подъемах стали попадаться карманы - на одном из них мы остановились чуть размяться: уже была пройдена не одна вскрыша, далеко не одна. Солнце стремительно садилось. В этом месте я вышел на середину дороги и во всю глотку заорал)

Мы оттуда...
Мы оттуда...
А ехать нам туда...
А ехать нам туда...
Один из карманов на затяжном подъеме
Один из карманов на затяжном подъеме

Дальше ехали то взмывая высоко в горы, то резко слетая вниз, но в основном уже ехали по "верхам". Вскрытые участки участились конкретно - везде был уже скальник и только скальник, поверх в камень укатанного грунта. О щебне, как на самом первом участке, давно было забыто.

И вот мы поднялись на красивейший перевал - дорога была врезана в скалы и шла по самому их краю. Здесь мы въехали на место, название которого в голове родилось мгновенно, как-то само собой - прижим. Ехав по одному краю скалы, которая была справа, а слева - пропасть, мы видели весь серпантин далеко впереди, как на ладони: он исчезал где-то внизу, далеко, и взмывал - совсем далеко - вверх. Прижим и дорога перед ним - скальник. Прижим широкий, но большая его ширина на почти всей длине прижима сильно оползла в ущелье, вместе с отбойниками. На секунду взглянув в сторону ущелья, я даже дна ущелья не разглядел; прижавшись к скале, мы ехали 15-20 км/ч, а на отбойники смотрели сверху вниз - они были ниже профиля дороги, глубоко проржавевшие, как и по всему перевалу, и до него - видимо, со времен строительства трассы так и стоят...

После было чуток убитого асфальта, и снова скальник, но уже крутым спуском - впереди был мост через реку Аджалами - самое низкое место этого участка трассы. После моста дорога резко и извилисто взмывала вверх. Скальник.

Обгоняли нас, что называется, на все деньги: валили как по ламинату, впритирку, не щадя машин и колес и не обращая внимание на нас. И да, еще одна особенность ванинской трассы - у 95% водил свет в машине платный, 50 млрд долларов за минуту горения каждой фары - свет не включает почти НИКТО. Даже на вскрыше. Даже в пыли. Даже дальнобойщики. Машины и так попадались редко, а с включенными фарами - и того реже...

Оно бы и полюбоваться этой красотой - прижим, серпантин и оба перевала по обе стороны от Аджалами нереально красивы... Но нет. Тотальная сосредоточенность на очень тяжелой дороге. В руль - мертвой хваткой: насыпной скальник поверх твердого покрытия, участками вообще поверх асфальта (!!!) изо всех сил выбивал руль из рук - будто снаряд бил в колесо...

Исключительно на первой скорости, часто с почти полной остановкой, на выжатом сцеплении...

Но мы прошли эти участки благополучно - колеса целы. Ни одной фотки этого места нет. Стоять там тупо негде, к тому же, нереально опасно стоять в пыли, и ко всему стремительно темнело, а впереди было еще 100 км пути... Все вскрытые участки, которые были сильно в пыли, проходили на аварийке, включая и распадок близ Аджалами.

Вскоре был еще один извилистый перевал, но он был сильно проще, хоть и тоже сплошной скальник.

К слову, везде, где была вскрыша, я подчеркиваю - ВЕЗДЕ - нет НИКАКИХ признаков процесса ремонта. Ни техники, ни людей. Сильно помогают знаки, на которых указана протяженность участка и то, что он вскрыт.

Вскоре проехали каменный карьер - первая цивилизация после кафе. Появилась надежда, что Ванино уже рядом (навигатор был у брата, не у меня).

Резко начался отличный асфальт. Я был несказанно рад, потому что, во-первых, уже практически стемнело, а во-вторых - у меня свет был мертвый. Ну как мертвый - всеми легендарными глазами шикарный свет моего Роад Глайда светил... в крыло! И на ближнем, и на дальнем. Дело в том, что я, когда собирал весной морду, фару затянул до талого, чтобы без проблем собрать морду на раму. Ничего не регулировал - по ночам не езжу абсолютно. Так что, движуха в темноте усугублялась еще и этим фактом.

Отличный асфальт резко сменился вскрышей. Скальник был уже не насыпной, а вкатанный. Как и все прошлые вскрытые участки, я в очередной раз не сомневался, что прямо сейчас либо колеса отлетят, либо вилка тупо взорвется, либо морда мотоцикла рухнет прямо на дорогу...

Вскрытых участков было несколько, но они были не длинные.

И вот, ровно за 74 км до Ванино (знак) начался абсолютно новый асфальт, черный как смоль, а тут еще и света, считай, нет. Новый асфальт, еще пахнущий укладкой, во многих местах... вскрывают!!! Перекладывают заново. Эх, Россия...

И вот, перемахнув ручей Мицуевский, мы увидели перед собой огни порта Ванино.

Вскоре выехали на перекресток: налево - Ванино, Монгохто, направо - Советская Гавань, Заветы Ильича.

Прямо и левее по курсу была долгожданная заправка - на датчик, к слову, пристально смотрел всю дорогу. Но расход просто поразил! Таки хватило! Только въехали под навес местной сети заправок, которые зовутся здесь Трансбункер, загорелся голодный глаз. Влезло 15 л.

Вот мы и добрались до Ванино. Въехав в город, почти сразу остановились в ближайшем удобном месте и позвонили клубным. Они выдвинулись нас встречать. Нас ждал ужин и ночлег. Стемнело уже окончательно. На следующий день мы были намерены изъездить все вокруг. Прежде всего - берег Татарского пролива - Совгавань, Заветы и еще куда получится.

Так прошел первый день нашего путешествия.

Итак. От гаража уехали ровно в 8.00. На заправке в Лидоге были в 14:30. На ванинскую дорогу ступили в 14.45. Заглушили моторы в Ванино, когда въехали, в 20.15. Максимальная скорость была 110 км/ч.

Утро встретило отличной погодой, несмотря на обещания дождя по прогнозу

Наши трудяги
Наши трудяги
Закрытая территория местного мотосообщества "Черные единороги"
Закрытая территория местного мотосообщества "Черные единороги"
Прогреваемся... Встали пораньше, чтобы больше изъездить и увидеть
Прогреваемся... Встали пораньше, чтобы больше изъездить и увидеть

Первым делом поехали завтракать. Оказалось, совсем недалеко от клуба была столовая (нашли по 2 ГИС), то ли узбекская, то ли таджикская. Но ничего хоть малость похожего на завтрак там нет - только серьезные такие обеды, основательные ужины... Ну что ж, что есть... Поели и направились сразу же в Совгавань - до нее было всего 20 км. Дорога великолепная и по качеству, и по (особенно) видам. Был один крутой серпантин даже - опять с заломом на 180, который заканчивался достаточно узким мостом через реку Май. После этого моста идет неплохой прямик - мы разогнались, но вынырнул резкий, почти под 90 градусов, поворот вправо, в виде достаточно крутого подъема, на вершине которого был ж/д переезд. Сразу после путей - резко влево, под 90, и затяжной подъем. Въехали в Майский.

Позади оставили Октябрьский, Заветы Ильича, Майский, и, проехав реально заброшенную (увы) скромную стелу Советская Гавань, перед нами предстал сам город (реально город, как позже выяснилось).

Город вовсе не сразу после стелы...
Город вовсе не сразу после стелы...

Перемахнув очень широкий и необычно горбатый мост через реку Эгге, вытекающей из одноименной бухты (справа от этого моста расположена очень большая ИК - вряд ли это СИЗО), мы оказались на въезде в город.

Обычный город на сопках - будто окраина Владивостока. И в Ванино, и здесь все бухты (а они не очень большие) сильно цветут - увы, смотреть не на что.

Навигатор показал, что в Совгавани есть краеведческий музей. Туда и решено было ехать.

Был будний день. Мы подъехали громко - так нам сказали сотрудники музея, вышедшие посмотреть, кто это приехал.
Был будний день. Мы подъехали громко - так нам сказали сотрудники музея, вышедшие посмотреть, кто это приехал.

В музее, как оказалось, был неприемный день, и водить по музею нас было некому. Нам предложили свободное посещение, раз уж мы здесь, а еще и издалека, взяли с каждого очень скромные 168 рублей (как же бедно живут государственные учреждения...), и мы пошли смотреть.

Гид, тем не менее, к нам таки подошла, водила нас везде и все рассказывала.

Мы очень много узнали об этом крае, еще больше увидели - музей свято хранит историю этой земли, ее основателей, первых поселенцев, которыми были орочи - вот откуда по трассе непривычные слуху названия рек, ручьев. В музее нам это подтвердили. И да, именно от гида мы узнали, что Совгавань получила статус города в далеком 1946 году, а в 19 веке и вовсе звалась Императорская гавань.

Фоток с музея очень и очень много - выложу лишь некоторые из них

Стул 19 века...
Стул 19 века...
-36
НКВД... Синоним слов ГУЛАГ, кровь и репрессии...
НКВД... Синоним слов ГУЛАГ, кровь и репрессии...
Пулемет настоящий. Когда мы собирались уходить, музей готовил постановку боя для гостей... Меня попросили помочь донести его до ДОТа (вон он, позади меня бойницами смотрит)
Пулемет настоящий. Когда мы собирались уходить, музей готовил постановку боя для гостей... Меня попросили помочь донести его до ДОТа (вон он, позади меня бойницами смотрит)

В музее же мы спросили, как нам проехать к любой бухте Татарского пролива. Нам сразу подсказали куда ехать. Мы поблагодарили всех работников музея, что все же уделили нам время и многое поведали, и отправились в путь, купив перед этим в магазине, что совсем рядом, памятные сувениры об этой земле.

Ох и не знали мы тогда, куда едем... В Майском свернув с главной дороги вправо, почти сразу заехали в лес, на узкую дорогу, покрытую... скальником. Вел нас навигатор. Дорога - вкатанный в глинистый грунт и торчащий из этого грунта скальник. Над дорогой свисали деревья, плотно ее укрывая, поэтому дорога была либо в лужах, глубоких и на всю ширину дороги, либо просто сырой, а потому скользкой. Тряслись долго, скорость 5-15 км/ч. Доехали до какого-то своротка - влево уходила дорога, леса уже не было, и совсем близко виднелся Татарский пролив. Казалось бы - вот он! Приехали! Но нет. С нами был эндурик, и проскочив дальше и прямо, на разведку, вернулся и сказал, что там только на танках ехать...
Свернули влево, осторожно переехав через глубокую канаву. Брюхом не зацепились!

Впереди виднеется бескрайняя синева Татарского пролива...
Впереди виднеется бескрайняя синева Татарского пролива...

Проехав минуты 3 по этой реально хорошей грунтовке, уперлись в непролазную колею. Я остановился почти сразу перед ней

Я туда не полез
Я туда не полез

Брат протащил чуть дальше, за тот поворот, и тоже остановился. Дальше не поехал, и его мы разворачивали вдвоем. Эндурик и здесь проскочил на разведку - там тоже только танками добираться...

Развернулись - решено было трястись обратно и искать ЛЮБУЮ бухту с НОРМАЛЬНЫМ подъездом. Тут же наткнулись на местного эндуриста. Он сказал, что знает бухту, куда мы проедем, и что она здесь рядом. Что ж, поехали...

Вскоре мы увидели полностью аналогичную дорогу, которая крутым спуском, ко всему, вела куда-то в лес. Взяла уже злость. Остановились. Заглушились. Посмотрели по карте, что ехать еще прилично, а дорога ну не внушала оптимизма.

Вернулись на дорогу в Майский. Ждем эндуриков - нашего и местного. Приехали. Мы уже были прилично на нерве и спросили, на какую бухту мы точно проедем - вот и весь вопрос. По карте нашли бухту в Заветах Ильича - совсем рядом. Посмотрели по карте - бухта Обманная. Посмотрели дважды, сначала не поверив - прямо по берегу этой бухты... асфальтированная дорога!!!
Поехали туда немедленно. Ну и шо б вы думали? Асфальт-ламинат почти до самого берега! 98% нового асфальта и 2% старого, но вполне сносного. И это после стольких поисков и тряски непонятно где! А ведь Заветы мы проскочили еще по дороге сюда, в Майский, где сейчас и находились.

Цель была достигнута. Мы на берегу Татарского пролива (не мы одни - там отдыхало очень много народу - погода благоволила; явно популярное место отдыха местных жителей)

Берег Татарского пролива в Заветах Ильича. Бухта Обманная
Берег Татарского пролива в Заветах Ильича. Бухта Обманная
Выбираемся... Возвращаемся в Ванино. День прошел насыщенно
Выбираемся... Возвращаемся в Ванино. День прошел насыщенно

Прибыли обратно в Ванино, катанув немного по самому городу в поисках морепродуктов и пива. Нашлось все, благодаря президенту местного клуба Максу. Очень много сахалинского пива на розлив здесь! Ну, глупо было бы, так сказать)

На обратном пути из бухты остановились у Матросского парка - там много памятников военно-морскому флоту и военной авиации. Немного пофотали. Погода была шик!

Матросский парк. Заветы Ильича
Матросский парк. Заветы Ильича
-44
-45
-46
-47
-48
-49
-50
-51
-52

Еще хотели посмотреть как заходит в порт и швартуется известный паром Ванино-Холмск. Время знали, но задержались в бухте. Однако, заехав уже в Ванино, остановились на краю дороги - паром только разгружался, из него вывозили ж/д составы

Паром Ванино-Холмск
Паром Ванино-Холмск
Идет разгрузка...
Идет разгрузка...

Приехали в клуб, перед этим посетив кофейню. В клубе нас ждало холодное разливное пиво, свежие креветки и свежий дальневосточный краб, которого организовал президент Макс. Было душевно и уютно. Спать отправились пораньше - в 7 подъем и выезд.

Так прошел день нашего пребывания в Ванино. Такое не забыть.

Утро было пасмурным, но без дождя, а в той стороне, куда нам было ехать, и вовсе было чистое небо. Макс специально встал проводить нас - мы благодарны ему за все, что он сделал для нас, и всем его верным друзьям - накануне вечером за столом с нами собрались все Черные единороги, которые смогли подъехать.

На выезде из Ванино заправились под жвак (на той же заправке, что и заправлялись, когда приехали). Было раннее утро субботы, трафик был минимальный. От клуба отъехали в 8.01.

Особенность местных заправок Трансбункер: там не продается ничего, связанного с едой. Более того, в 8 утра в Ванино вообще негде позавтракать. Имейте это ввиду, если будете в тех краях. Выход был один - завтрак в кафе Половинка, до которого 170 км, и мы понимали, что завтрак будет в обед... Но выбор невелик - едем. Ждать здесь открытия чего-либо, чтобы поесть, времени не было.

Перевалы и серпантин близ Аджалами прошли уже со свежими силами и по утру - совершенно по-другому ехалось. Запомнился один дальнобойщик на Камазе, с ульяновскими номерами. Он был впереди нас, когда началась вскрыша на перевале. Он вдруг резко остановился на скальнике и включил аварийку. Смотрю - он что-то сказал брату и тот поехал вперед, а тягач стоит. Приблизился я - машет мне, мол, проезжай.

Оказывается, он пропустил нас вперед, чтобы мы не утопали в пыли! Глыба человечище! Он полз за нами и этот перевал с серпантином, и прижим, и дальше - еще долго полз, хотя мог давно обогнать нас и ехать себе. По скальнику, я думал, он своим бампером турпака коснется - очень близко шел. Но не обгонял. Спасибо ему!

Прижим в этот раз проезжали как раз по той части дороги, которая оползла в ущелье. Но мы, можно сказать, ехали по середине - мы обходили там фургон, который еле полз и ехал по САМОМУ краю прижима.

На обратной дороге я однозначно решил печатлеть то, что не фотали, когда ехали в Ванино.

И вот тот красивый серпантин в низовье реки Мопау - я поднялся на самый верх и остановился - это нельзя не сфотать! Именно здесь мимо проехал чуть позже Камаз, который пропускал нас на всех вскрытых участках. Брат позже сказал, что тот посигналил ему)

До Лидоги 172 - совсем немного. Вскоре должно быть уже кафе, подумал я
До Лидоги 172 - совсем немного. Вскоре должно быть уже кафе, подумал я
Названия перевала нет. На картах тоже. Мне вперед
Названия перевала нет. На картах тоже. Мне вперед
Оттуда только что поднялись
Оттуда только что поднялись
Там внизу мост через Мопау... Я бы назвал перевал по имени реки - перевал Мопау)
Там внизу мост через Мопау... Я бы назвал перевал по имени реки - перевал Мопау)

После перевала асфальт становился все лучше - опять пошли шикарные виды. И правда, вскоре появилось кафе. Завтрак, который обед)

Про кафе скажу отдельно. На вид хоть и старенькое, но ассортимент блюд, размер порций и качество еды - на высшем уровне! Но и это не все. Нас предупреждали, что в том кафе расчет только налом, но на кассе стоял терминал! Все, что связано со связью в кафе, - все МТС. Видимо, связь только МТС есть. И снова не все! Там стоит большая кофемашина. Спрашиваю - а работает? Да! - ответили! Во дела! Но и это еще не все! При ПОЛНОМ ассортименте кофе, который указан на машине (точно такие стоят на альянсах), там еще и расчет... картой! Хотя указано - только нал и аппарат сдачи не даст. Все кофе по 150 рублей. А брат возьми да пикни картой - оплата прошла тут же!

В итоге я пил свежесваренный американо и ел блины со сметаной. Настоящие, толстые, домашние.

Такого сервиса на оживленных то трассах поди поищи. Браво! Процветания этому месту на ручье Студеный!

Поехали дальше. Погода стремительно портилась. Пока не было дождя - останавливались, фотались...

-59
Тут хоть есть где встать. Трасса была еще более пустая, чем когда ехали в Ванино
Тут хоть есть где встать. Трасса была еще более пустая, чем когда ехали в Ванино

Однозначно было решено снова тормозить близ скал Надге. Так и сделали, и в этот раз кадры получились просто фантастическими

-61
В разную погоду и трасса и скалы выглядят совершенно по-разному...
В разную погоду и трасса и скалы выглядят совершенно по-разному...
-63

Еще когда ехали в Ванино, я был очень расстроен, что проскочили реку Богбасу и очень красивые скальные столбы, в основании которых и текла речка. Сейчас однозначно было решено тормозить и фотать.

Вскоре после Надге нас настиг первый дождь. Очень короткий по времени, но очень сильный - даже дорогу через стекло шлема было видно так себе.

К Богбасу подъехали, пройдя уже 3 таких дождя, у реки дождь только заканчивался...

-64
р. Богбасу
р. Богбасу
Скалы на р. Богбасу
Скалы на р. Богбасу

Стоя у скал на реке Богбасу, вдруг увидел необычную тропу, ровную, почти идеально, аккуратную, ведущую... в саму скалу. Тропа вся поросла мелкими деревьями и упиралась в глухую скалу - будто когда-то кто-то зашел туда, и скала навечно схлопнулась...

-67
Может там живет дорожный Лепрекон...
Может там живет дорожный Лепрекон...

Мы уже видели, что Анюйский нацпарк заканчивался - позади осталась дорога вдоль реки. Мы стремительно приближались к Лидоге, когда за считанные километры до нее нас настиг сильный дождь и прекратился уже незадолго до перекрестка с комсомольской трассой. Подмокли мы изрядно, едва просохнув в дороге от предыдущих дождей.

Но вот и перекресток. "Дорожный Франкенштейн" пройден

Лидога
Лидога
Я с грустью посмотрел в зеркало - самая интересная часть пути окончена...
Я с грустью посмотрел в зеркало - самая интересная часть пути окончена...

На Лидоге заправились под жвак. После кафе Половинка есть не хотелось вообще. Выехав в 8 утра из Ванино, на перекрестке этом мы были в 13.00.

Впереди виднелось чистое небо, одеваться не стали. Заправились (опять достаточно долго - очередь была еще бОльшей, чем по дороге в Ванино), попили воды и поехали. Ох и зря мы не оделись...

Вскоре чистое небо сменилось непроглядным свинцовым небом и начался дождь, все усиливаясь. Проехав не очень много, я таки остановился одеть штаны и бахилы. Сам дождевик одевать не стал. Брат вообще не захотел одеваться. Поехали. И тут дождь хлынул мощный. Просветов не видно было на горизонте вообще. Вскоре я почувствовал, что у меня протекла куртка - я немедленно остановился и оделся в дождевик. Сильно не промок.

Брат на тот момент уехал сильно вперед - я вскоре его догнал. Он остановился у одной из остановок, и под крышей, уже до нитки промокший, одевался в дождевик...

В 17.00 были уже у поста ДПС, пройдя Хабаровск. Хотели заправиться - не повезло. Слив бензовоза. Попили вкусный кофе и съели выпечку в известной здесь сети Coffee Time.

Думаем - ладно, сейчас будет Николаевка, там зальемся. Приехали. Там коллапс - логично. Но. На нас закончился 95 бенз)

Решено было без сожаления и опасения тянуть до Смидов. Хабаровск и Еврейка встречали шикарной погодой. За 20 км до Хабаровска, кстати, остановились, сняли дождевики и ехали сохли - погода это очень хорошо делала.

Как и планировали, заправились на Смидах - там машин не было, а бенз был. Все. Остался маленький рывок - и дома.

Вот и дома
Вот и дома

У стелы мы были в 19.30. Как и хотели, добрались засветло. Наше путешествие было окончено. Я за дорогу от Хабаровска высох полностью (я про одежду). Направились в гараж - ставиться и взять пива, чтобы отметить поездку.

Так прошли 3 последних дня навсегда ушедшего лета. Навсегда ушедшего сезона. Но прошли они интереснее, чем 3 месяца этого самого лета. За эти 3 дня было пройдено 1597 км.

И да, пиво из 8 банок выпили полторы на двоих - на большее сил не было. Хотелось спать.

Поехал бы я еще раз? Однозначно да. Даже несмотря на скальник и все тяготы дороги? Все равно - да, поехал бы. Эта дорога действительно достойна называться одной из красивейших в стране, и те красоты стоят того, чтобы их увидеть, несмотря ни на какие сложности.

Ну и в конце обязательно нужно добавить, что эта поездка вообще состоялась благодаря моей любимой жене, которая отпустила меня в эту дорогу, хоть и очень сильно переживала - изначально я хотел ехать один, у брата не получалось ехать именно в эти дни. И это при том, что я не стал ей говорить, что дорога дикая - ни связи, ни интернета, ни заправок. Сказал лишь позже.

Но она все равно отпустила меня в эту дорогу, сильно успокоившись, когда узнала, что брат таки едет со мной - это не первая наша совместная с ним дорога. Все получилось и в этот раз.

Спасибо моей любимой жене, что позволяет мне жить моей второй жизнью - двухколесной, без которой я уже и не представляю себя. Спасибо, что мирится со всем, что связано с мотоциклом.

А брат - все-таки он был прав - запасная канистра, которую я по совету и со страху купил (10 литров!), чтобы везти бенз запасной с собой, не понадобилась! Харлей реально экономичен, радиус действия по дороге действительно внушительный! Я очень рад, что послушал его, и не стал брать с собой груз, который я даже не знаю как бы вез по той трясучке...

Мотоцикл не подвел. Спасибо, что свозил. Спасибо, что выдержал. Спасибо, что показал красоту и пыль этих дорог.

Вопреки шаблонным утверждениям про Харли, не выкрутились и не потерялись ни один винт, болт или гайка. Ничего нигде не отвалилось и не потекло.

Harley-Davidson может ездить везде, но чтобы не проиграть в дороге, дорогу нужно уважать.

Эта дорога приняла нас, и она отпустила нас обратно. Мы благодарны ей за это

Фотка не передает ту ворсистость шубы из мошек, которая покрыла все)
Фотка не передает ту ворсистость шубы из мошек, которая покрыла все)
-73
-74
-75
Эти перчатки в дороге промокли насквозь - я их выжимал. Чернь на руках держалась неделю. Ракушки с берега Татарского пролива
Эти перчатки в дороге промокли насквозь - я их выжимал. Чернь на руках держалась неделю. Ракушки с берега Татарского пролива
Обитатели Дальневосточных морей)
Обитатели Дальневосточных морей)