Перед тем как начать писать данный текст, я сначала задумался, уместен ли будет на канале, посвященном путешествиям, отзыв о концерте памяти Егора Летова, прошедшем 10 сентября в Москве.
С другой стороны, про различные массовые мероприятия, проходящие время от времени в Москве, я здесь материалы выкладываю. А данный концерт — лишь первый в большой серии, которая должна завершиться выступлением в Питере 8 ноября.
В общем, полагаю, моим читателям из Ростова-на-Дону, Краснодара, Питера и других славных российских городов этот материал будет полезен.
Почему концерт памяти Егора Летова в Москве 10.09.2024 меня заинтересовал
В моем случае, применительно к творчеству ГО, 2024 год стал юбилейным не дважды, а трижды. Юбилей №1 — 60 лет со дня рождения Егора, юбилей №2 — 40 лет с момента образования "Гражданской обороны" и юбилей №3 — 30 лет с момента, как я впервые ее послушал.
Как сейчас помню, дело было летом на даче, и товарищ принес послушать кассету. Сейчас я понимаю, что там был альбом "Все идет по плану" (1988). Помнится, как раз в это время дедушка заказал навоз для удобрения грядок, и запашок стоял соответствующий и в доме тоже. В общем, атмосфера вполне себе панковская.
Потом были первые пиратские кассеты, купленные на Новом Арбате, первый диск — двойник "Русское поле экспериментов" — с Горбушки, а в начале нынешнего века и первые концерты. Последний раз видел ГО живьем в Питере на фестивале "Окна открой".
В то же время против классики и симфонической музыки я никогда ничего не имел, и широко известный в узких кругах проект "Симфоническая оборона" оценил настолько высоко, что даже использовал кое-что из их творчества в качестве саундтрека для роликов со своего ютуб-канала.
В общем, у меня были все основания посетить симфонический концерт в честь 60-летия Егора Летова 10.09.2024.
Обстановка на концерте памяти Егора Летова в Москве 10.09.2024
Еще на подходе к клубу "1930", где я раньше не бывал, в горле начали сопеть комья воспоминаний о концертах ГО в кинотеатрах, когда менты дубинками разгоняли толпу панков у входа, а после окончания нужно было быть крайне осторожным, чтобы не попасть под раздачу.
Тут, конечно, ничего подобного не было и близко. На входе никакой давки, а начали до неприличия вовремя. Когда я в начале 9-го вечера попал в клуб, первая вещь "Без меня" уже вовсю звучала со сцены. Ну и, естественно, никакого дикого слэма тоже не было — народ стоял и слушал, многие подпевали, но не так, как это было на живых выступлениях ГО.
Что я услышал на концерте в честь 60-летия Егора Летова в клубе "1930" 10 сентября 2024
Начнем с того, что в отличие от упомянутой "Симфонической обороны", данное выступление было все-таки в стиле симфо-рока. Помимо оркестра, на сцене нашлось место гитаристу, а на заднем плане притаился ударник.
В итоге в каких-то вещах роковая составляющая напрочь заглушала симфонику, но, надо отдать должное, большинство вещей многое приобрели за счет нового звучания.
Кто-то сочтет это кощунством, но "Все как у людей" в симфоническом варианте зашла мне даже чуть-чуть сильнее оригинала.
Кстати, место инструменталу (опять же, вспоминаем "Симфоническую оборону") тоже нашлось. "Русское поле экспериментов" сыграли без вокала, дав возможность зрителям самим исполнить слова. Получилось, правда, не очень, поскольку уж больно отличалась новая обработка летовского лонгплея от оригинала.
А вот вокал мне объективно оценить сложно. В исполнении Павла Пламенева до этого я слышал только демо-версии песен ГО, которые можно найти на Ютубе. Честно говоря, поначалу было немного непривычно, поскольку с оригинальным летовским голосом, то и дело срывающимся на вопль, у него мало общего.
Однако, насколько я помню, когда я впервые послушал ГО в оригинале, то тоже нашел манеру исполнения весьма специфической. Однако зацепило. Как и позже зацепили песни Летова в исполнении Павла Пламенева.
Что касается самих песен, то, как мне показалось, основная масса пришлась на заключительный период творчества ГО, к которому я отношу последние три альбома. Анархо-боевики 80-х проигнорировали полностью ("Бери шинель" не в счет), исполнили кое-что из психоделики рубежа 80-90-х, а из "красно-коричневого" периода — "Дембельскую" и "Родину", хотя, уверен, многим вместо последней хотелось бы услышать "Государство".
В то же время "Гражданская оборона" — это для меня тот случай, когда проходные треки в принципе отсутствуют, так что с учетом написанного выше я по определению не мог остаться разочарованным. Однако пару не самых приятных моментов все же отмечу.
Что не понравилось на симфоническом концерте в честь 60-летия Егора Летова в Москве
Во-первых, я искренне считаю, что "Все идет по плану" — это далеко не самое интересное в творчестве ГО. Но что ее в принципе сыграли — это ладно. Но зачем исполнять ее в цензурном варианте, с "дураками" и "хорошо"? Тем более что на других треках Пламенев показал, что он совершенно не чужд великого русского мата.
Ну и во-вторых, финал мог бы быть более убедительным. Как минимум, в такой знаковый день (именно 10 сентября Егору Летову исполнилось бы 60 лет) можно было и на бис полноценно выйти. Ну и "Моя оборона" в качестве завершающего трека смотрелась не очень-то оптимистично.
* * *
А в остальном идея провести симфонические концерты в честь 60-летия Егора Летова и 40-летия "Гражданской обороны", на мой взгляд, просто отличная. Если вам небезразлично это творчество, рекомендую побывать на них в других городах.
И на этом у меня все. Подписывайтесь на канал, а также на мой телеграм-канал, чтобы оставаться на связи, на ютуб-канал, где я публикую длинные ролики из ближних и дальних поездок, и на группу В Контакте, где я в реальном времени публикую заметки во время путешествий.
P.S. в качестве бонуса — симфоническая версия песни "Про мишутку" с концерта в честь 60-летия Егора Летова в Москве в клубе "1930":